Николай Рерих. Голубиная книга. 1922
Новая Восточная Европа в XXI веке
Андрей Окара
Способно ли византийское цивилизационное наследие изменить Россию и весь мир?
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 130
Андрей Николаевич Окара – кандидат юридических наук, директор Центра осточноевропейских исследований, автор политико-идеологических проектов и исследований по футурологии, социальной философии и элитологии
Нередко византизм, под которым понимается преемственность духовной и политической культуры от Византийской империи, рассматривается как главная отличительная особенность российской политики и исторического пути России. Однако так ли универсален подобный византизм? Является ли он для России мотором, обеспечивающим движение вперед, или тормозом исторического развития? Источником новых возможностей или опасной интеллектуальной ловушкой? Философским концептом или властным политтехнологическим приемом власти?
Попробуем осмыслить византизм и «восточнохристианскость» в русской общественно-политической мысли в категориях цивилизационной теории и соотнести их с цивилизационной идентичностью современной России. Очертим также географический ареал распространения подобных понятий и определим их концептуальные, мобилизационные, интеграционные, мифотворческие и миростроительные возможности в настоящем и будущем.
Российский византизм против евразийства,
панславизма и неокоммунизма
В российской историософской и общественно-политической мысли – с момента ее возникновения в Древней Руси и до настоящего времени – византийская тема, византийское наследие, византизм и сам образ Византии являются основополагающими конструкциями для выстраивания идентичности. Вплоть до того, что даже самоназвание «русские» является не столько этнической или конфессиональной характеристикой народа, сколько подобием римско-византийского слова «ромеи», то есть римляне, византийцы (а не греки и не латиняне), люди общей судьбы, неотделимой от судьбы империи.
Древняя Русь может воевать с Византией и одновременно принимать от нее крещение. Московское царство способно провозглашать себя продолжателем Византии – Третьим Римом – взамен падшего Второго, а у Российской империи получалось создавать свою черноморско-азовскую Византию от Одессы до Мариуполя, а потом бороться за освобождение Царьграда и Балкан от турок. В современной России возникают теории нового «Византийского содружества наций» и «Русского мира». Историческая и воображаемая Византии остаются на протяжении более чем тысячи лет «значимым Иным», абсолютной точкой отсчета – противником, конкурентом, образцом для подражания, источником истинной веры, мерилом царской власти, эталоном «симфонии» Церкви и государства, ресурсом исторической легитимности, идеализированной моделью для древнерусского и российского развития. А ментальные, воображаемые карты, как известно, определяют направление политической экспансии, формируют историю и корректируют карты политические.
В современной постсоветской и посткоммунистической России уже более двух десятилетий идет поиск нового исторического курса развития страны и его обоснования. В фокусе общественного внимания находится несколько историософских концептов и вариантов возможной российской идентичности. Среди наиболее известных – разработанных и популярных в общественном мнении – следует выделить следующие. Топовые новинки мира азарта ждут тебя в casino x для лучшей игры.
Во-первых, евроцентризм. Сторонники этого сценария ставят превыше всего интеграцию России в западноевропейский мир, заимствование западных социальных стандартов, европеизацию страны и модернизацию – пусть даже по «догоняющей» модели. Адепты альтернативных концептов подобные установки нередко презрительно называют «либерализмом», а их сторонников «либералами». Между тем большинство таких «либералов» начиная с Петра Чаадаева и западников – такие же сторонники «особого пути» России, как и славянофилы. Просто российскую особость они нередко рассматривают как недостаток, а не как достоинство или ресурс развития.