Суббота, 27 Мая, 2017
   
(2 голоса, среднее 4.50 из 5)


Николай Рерих. Голубиная книга. 1922

Новая Восточная Европа в XXI веке
Андрей Окара

Способно ли византийское цивилизационное наследие изменить Россию и весь мир?

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 130

Андрей Николаевич Окара – кандидат юридических наук, директор Центра осточноевропейских исследований, автор политико-идеологических проектов и исследований по футурологии, социальной философии и элитологии

Неред­ко ви­зан­тизм, под ко­то­рым по­ни­ма­ет­ся пре­ем­ствен­ность ду­хов­ной и по­ли­ти­чес­кой куль­ту­ры от Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, рас­смат­ри­ва­ет­ся как глав­ная от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность рос­сийс­кой по­ли­ти­ки и ис­то­ри­чес­ко­го пу­ти Рос­сии. Од­на­ко так ли уни­вер­са­лен по­доб­ный ви­зан­тизм? Яв­ля­ет­ся ли он для Рос­сии мо­то­ром, обес­пе­чи­ва­ю­щим дви­же­ние впе­ред, или тор­мо­зом ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия? Ис­точ­ни­ком но­вых воз­мож­нос­тей или опас­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной ло­вуш­кой? Фи­ло­со­фс­ким кон­цеп­том или власт­ным по­лит­тех­но­ло­ги­чес­ким при­е­мом влас­ти?

Поп­ро­бу­ем ос­мыс­лить ви­зан­тизм и «вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кость» в рус­ской об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кой мыс­ли в ка­те­го­ри­ях ци­ви­ли­за­ци­он­ной те­о­рии и со­от­нес­ти их с ци­ви­ли­за­ци­он­ной иден­тич­ностью сов­ре­мен­ной Рос­сии. Очер­тим так­же ге­ог­ра­фи­чес­кий аре­ал расп­ро­ст­ра­не­ния по­доб­ных по­ня­тий и оп­ре­де­лим их кон­цеп­ту­аль­ные, мо­би­ли­за­ци­он­ные, ин­тег­ра­ци­он­ные, ми­фот­вор­чес­кие и ми­ро­ст­ро­и­тель­ные воз­мож­нос­ти в нас­то­я­щем и бу­ду­щем.

Рос­сийс­кий ви­зан­тизм про­тив ев­ра­зий­ства,
панс­ла­виз­ма и не­о­ком­му­низ­ма

В рос­сийс­кой ис­то­ри­о­со­фс­кой и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кой мыс­ли – с мо­мен­та ее воз­ник­но­ве­ния в Древ­ней Ру­си и до нас­то­я­ще­го вре­ме­ни – ви­зан­тийс­кая те­ма, ви­зан­тийс­кое нас­ле­дие, ви­зан­тизм и сам об­раз Ви­зан­тии яв­ля­ют­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щи­ми конструк­ци­я­ми для выст­ра­и­ва­ния иден­тич­нос­ти. Вплоть до то­го, что да­же са­мо­наз­ва­ние «рус­ские» яв­ля­ет­ся не столь­ко эт­ни­чес­кой или кон­фес­си­о­наль­ной ха­рак­те­рис­ти­кой на­ро­да, сколь­ко по­до­би­ем римс­ко-ви­зан­тийс­ко­го сло­ва «ро­меи», то есть рим­ля­не, ви­зан­тий­цы (а не гре­ки и не ла­ти­ня­не), лю­ди об­щей судь­бы, не­от­де­ли­мой от судь­бы им­пе­рии.

Древ­няя Русь мо­жет во­е­вать с Ви­зан­ти­ей и од­нов­ре­мен­но при­ни­мать от нее кре­ще­ние. Мос­ко­вс­кое царство спо­соб­но про­во­зг­ла­шать се­бя про­дол­жа­те­лем Ви­зан­тии – Треть­им Ри­мом – вза­мен пад­ше­го Вто­ро­го, а у Рос­сийс­кой им­пе­рии по­лу­ча­лось соз­да­вать свою чер­но­мо­рс­ко-азовс­кую Ви­зан­тию от Одес­сы до Ма­ри­у­по­ля, а по­том бо­роть­ся за ос­во­бож­де­ние Царьг­ра­да и Бал­кан от ту­рок. В сов­ре­мен­ной Рос­сии воз­ни­ка­ют те­о­рии но­во­го «Ви­зан­тийс­ко­го сод­ру­же­ст­ва на­ций» и «Рус­ско­го ми­ра». Ис­то­ри­чес­кая и во­об­ра­жа­е­мая Ви­зан­тии ос­та­ют­ся на про­тя­же­нии бо­лее чем ты­ся­чи лет «зна­чи­мым Иным», аб­со­лют­ной точ­кой отс­че­та – про­тив­ни­ком, кон­ку­рен­том, об­раз­цом для под­ра­жа­ния, ис­точ­ни­ком ис­тин­ной ве­ры, ме­ри­лом царс­кой влас­ти, эта­ло­ном «сим­фо­нии» Церк­ви и го­су­да­р­ства, ре­сур­сом ис­то­ри­чес­кой ле­ги­тим­нос­ти, иде­а­ли­зи­ро­ван­ной мо­делью для древ­не­ру­с­ско­го и рос­сийс­ко­го раз­ви­тия. А мен­таль­ные, во­об­ра­жа­е­мые кар­ты, как из­ве­ст­но, оп­ре­де­ля­ют нап­рав­ле­ние по­ли­ти­чес­кой экс­пан­сии, фор­ми­ру­ют ис­то­рию и кор­рек­ти­ру­ют кар­ты по­ли­ти­чес­кие.

В сов­ре­мен­ной пост­со­ве­тс­кой и пост­ком­му­нис­ти­чес­кой Рос­сии уже бо­лее двух де­ся­ти­ле­тий идет по­иск но­во­го ис­то­ри­чес­ко­го кур­са раз­ви­тия стра­ны и его обос­но­ва­ния. В фо­ку­се об­ще­ст­вен­но­го вни­ма­ния на­хо­дит­ся нес­коль­ко ис­то­ри­о­со­фс­ких кон­цеп­тов и ва­ри­ан­тов воз­мож­ной рос­сийс­кой иден­тич­нос­ти. Сре­ди на­и­бо­лее из­ве­ст­ных – раз­ра­бо­тан­ных и по­пу­ляр­ных в об­ще­ст­вен­ном мне­нии – сле­ду­ет вы­де­лить сле­ду­ю­щие.

Во-пер­вых, ев­ро­це­нт­ризм. Сто­рон­ни­ки это­го сце­на­рия ста­вят пре­вы­ше все­го ин­тег­ра­цию Рос­сии в за­пад­но­ев­ро­пейс­кий мир, за­им­ство­ва­ние за­пад­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов, ев­ро­пе­и­за­цию стра­ны и мо­дер­ни­за­цию – пусть да­же по «до­го­ня­ю­щей» мо­де­ли. Адеп­ты аль­тер­на­тив­ных кон­цеп­тов по­доб­ные ус­та­нов­ки не­ред­ко през­ри­тель­но на­зы­ва­ют «ли­бе­ра­лиз­мом», а их сто­рон­ни­ков «ли­бе­ра­ла­ми». Меж­ду тем боль­ши­н­ство та­ких «ли­бе­ра­лов» на­чи­ная с Пет­ра Ча­ада­е­ва и за­пад­ни­ков – та­кие же сто­рон­ни­ки «осо­бо­го пу­ти» Рос­сии, как и сла­вя­но­фи­лы. Прос­то рос­сийс­кую осо­бость они не­ред­ко рас­смат­ри­ва­ют как не­дос­та­ток, а не как дос­то­и­н­ство или ре­сурс раз­ви­тия.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 871 гостей онлайн
стоимость аскуэ, esk-n.ru Пероральный пробиотик Полнотекстовый архив с 1996 года. Поиск и алфавитный перечень препаратов., provag.ru печать широкоформатная ткани, magicprint.ru