Нидерландская школа. Император Ираклий убивает персидского шаха Хосрова. 1460–1480
Византизм или евразийство?
Станислав Хатунцев
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 118
Станислав Витальевич Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»
Культурно-историческая суть Византии
Можно сказать, что в качестве особой страны Византия оформилась в 395 году наше эры благодаря окончательному разделу единой Римской империи на западную и восточную части после смерти последнего из великих императоров-«могикан» на ее престоле – Феодосия Великого. Благодаря преобладанию в Византии греческого культурного элемента – греческого языка, эллинизированного населения и т.д. – в Киевской Руси ее, как правило, называли Греческим царством, а европейцы именовали державу кесарей Империей греков. Сами же византийцы называли себя римлянами – ромеями, а свою страну – Римской (Ромейской) империей, или просто – Романией, откуда пошло и имя Византии у восточных, прежде всего мусульманских, народов – Рум. С 330 года столица Римской империи располагалась в Константинополе, с начала IV века являвшемся взамен дряхлевшего Рима крупнейшим и наиболее влиятельным центром мировой державы, сложившейся в бассейне Средиземного моря. Сам же Рим в этот период можно в какой-то степени уподобить Петрограду после возвращения большевиками столицы государства в Москву. В 476 году, по упразднении Западной Римской империи варварским вождем Одоакром, Византия – Восточная Римская империя – на многие века осталась единственной великой державой от Евфрата до западного побережья Европы – Бретани, Лузитании и Ирландии. При этом падение Первого – «латинского» – Рима выглядело как восстановление единства средиземноморской империи и окончательное перенесение ее политического и духовного центра на Восток, к так называемым Черноморским проливам – Босфору и Дарданеллам, разделяющим географические Европу и Азию, что долго подпитывало «реваншистские» настроения константинопольских цезарей, стремившихся восстановить утраченную целостность имперского пространства.
Наибольших успехов на этом пути – ценою колоссального напряжения державно-государственных сил – достиг император Юстиниан I в VI веке. Ему удалось расширить пределы Византии и на Востоке, в основном за счет Армении, северо-западной части Месопотамии и некоторых областей Аравии, и на Западе. Там владения византийской короны некоторое время более или менее соответствовали рубежам могущества Римской республики после падения Карфагена в середине II века до нашей эры, включая Италию, Далмацию, Иллирию, Северную Африку, Юго-Восточную Испанию, острова и архипелаги Западного Средиземноморья. Жми по ссылке и скачивай мобильное приложение от 1xslot.
Линия Босфор–Дарданеллы, замыкавшая берега Мраморного моря, являлась геополитической осью Византии, стержнем, на который нанизывались ее владения. Эта ось сохранила свою основополагающую роль и для преемницы Ромейской империи – Оттоманской державы, и для наследницы Блистательной Порты – современной Турции, хотя международное значение последней несравнимо меньше значения ее предшественниц в эпоху от Константина Великого до Сулеймана Великолепного (то есть от IV до XVI веков). Но и общемировая роль Османской империи в целом тоже существенно скромнее в сопоставлении с Византией. По сравнению с эпохой ее расцвета упала и международная значимость Проливов. Почему это произошло – будет понятно далее.
Геополитическая линия Босфор–Дарданеллы стала формироваться намного раньше развала общеримской державы – еще с начала греческой колонизации бассейна Средиземного моря в VIII–VII веках до нашей эры. Тогда выходцы из полисов прекрасной Эллады основали свои поселения, помимо прочих локаций, по Босфору и Дарданеллам, установив контроль над ними, а также над побережьем Мраморного моря – над пространствами, важными и в геостратегическом, и в геоэкономическом отношениях.