{div width:385|float:left}{module 6_EugeneIV}{/div}Впрочем, Василий II лишь продолжил заложенную его предшественниками линию отношения русской власти к латинянам. Согласно летописному свидетельству, святой равноапостольный Владимир Креститель не захотел принять крещение от римских прелатов, предпочтя греков. А святой благоверный Александр Невский отверг предложение папских посланников принять корону от римского папы и поддержку в борьбе с татарами в обмен на принятие католицизма. Столь же твердым в охранении православной веры впоследствии был и первый русский царь Иван IV Грозный, чуть не побивший и выгнавший из страны папского посланца – иезуита Антонио Поссевина.
В императорскую эпоху отношение к католикам со стороны русской государственной власти стало более мягким, что было связано с привлечением на государственную службу иностранцев, в основном инославных. Предпринимались даже попытки заключить конкордат с Ватиканом – в эту авантюру стремились завлечь и Петра Великого, но не получилось. А вот «рыцарь на троне», император Николай I, не устоял перед искушением установления «особых отношений с Римом». После того как в 1839 году униаты были присоединены к Православной церкви, Ватикан организовал мощное давление на Россию: папа Григорий XVI постоянно выступал с филиппиками в адрес России, епископские кафедры оставались вакантными, поскольку папа не утверждал кандидатов. В итоге император Николай Павлович не выдержал давления и в декабре 1845 года нанес визит в Ватикан, а на следующий год послал делегацию под руководством графа Дмитрия Блудова, результатом деятельности которой и стал конкордат 1847 года. По его условиям учреждалась новая римско-католическая епархия в Херсоне. За понтификом признавалось право особой буллой определять пределы епархий – ранее это считалось неотъемлемым правом русских государей. Император отныне не мог до утверждения папы назначать католических епископов – прежде избрание всецело зависело от русского правительства, которое предоставляло папе лишь право посвящения указанного лица. Конкордат содержал и другие уступки, существенно расширявшие права Ватикана на территории России. По некоторым пунктам Россия пошла даже дальше австрийского, французского и прусского конкордатов.
Среди активных участников собора был и русский митрополит – грек Исидор.
На соборе митрополит Исидор вопреки воле великого князя Московского
выступал одним из самых активных сторонников унии с католиками и за свое
усердие был возведен папой Евгением IV в кардиналы.
Чем все это завершилось – хорошо известно. Против спасшего Европу от революции в 1848 году русского царя была развязана сначала информационная, а затем и вполне реальная война. Понятно, что без благословения римского престола это произойти не могло.
В конце концов, в 1866 году конкордат был отменен. Однако в 1882 году были подписаны некоторые соглашения, восстанавливавшие отдельные его положения. А в 1894 году, за 3 месяца до смерти императора Александра III, стараниями министра-резидента в Ватикане Александра Извольского при папском дворе была открыта русская миссия.
Характерно, кстати, что советские лидеры, которые пытались улучшить отношения с Ватиканом – Никита Хрущев и Михаил Горбачев, – вскоре лишались власти, оттеснялись от власти своими конкурентами. Словом, дружба с Ватиканом во все времена для власти заканчивалась весьма плачевно.
В современных условиях, к сожалению, и в среде духовенства Русской православной церкви появились люди, активно ратующие за союз с католиками. Эти исидоры нашего времени могут создать для власти серьезные проблемы.
Поэтому крайне важно сегодня нашей власти усвоить урок великого князя Василия II Темного: в интересах самосохранения власть не должна останавливаться перед тем, чтобы силой останавливать попытки заключения унии.
Нынешние исидоры этот урок уже усвоили. Они понимают, что единственной силой, которая может помешать им реализовать униатскую программу, является государство. Поэтому одновременно с филокатолической пропагандой они пытаются дискредитировать идею союза Церкви и государства, проповедуя, что светская власть во все времена представляла и представляет сейчас угрозу для Церкви. Особенно активно эти идеи пропагандируются в петербургском церковном журнале «Вода живая». Так, например, фактический руководитель журнала – председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин – в своем выступлении на круглом столе «Уроки Октября» (посвященном 90-летию революции 1917 года) заявил буквально следующее: «Уместно тут вспомнить меткое замечание Николая Бердяева о том, как мечта о Третьем Риме обернулась реальностью Третьего Интернационала. Хотя уже сама по себе православная мечта о Третьем Риме была порочна и губительна, ибо то была мечта о несбыточной симфонии Церкви и государства. Именно она сгубила оба первых Рима, из которых, правда, первый быстро возродился и существует доныне, отказавшись от этой порочной идеи и доказав, что он есть Рим первый и последний (“вечный город”). Уже сама эта мечта о Третьем Риме говорила о пороке, вкравшемся в православное сознание еще во времена средневековой Руси».