Вторник, 22 Августа, 2017
   
(2 голоса, среднее 4.00 из 5)

Еще один византийский урок
Анатолий Степанов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 110

Анатолий Дмитриевич Степанов – историк, главный редактор портала «Русская народная линия»


Иван IV. Начало XVII века

В пос­лед­нее вре­мя глав­ным об­ра­зом в свя­зи с вы­хо­дом прек­рас­но­го филь­ма ар­хи­ма­нд­ри­та Ти­хо­на (Шев­ку­но­ва) «Ви­зан­тийс­кий урок», ка­за­лось бы, дав­но за­бы­тая те­ма ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия сно­ва ока­за­лась в цент­ре об­ще­ст­вен­но­го вни­ма­ния. Хо­тя на са­мом де­ле те­ма эта на зад­вор­ках на­ци­о­наль­но­го соз­на­ния бы­ла, по­жа­луй, толь­ко в со­ве­тс­кое вре­мя, а в эпо­ху Мос­ко­вс­ко­го царства и им­пе­ра­то­рс­кой Рос­сии рус­ская мысль к этой те­ме пос­то­ян­но об­ра­ща­лась.

Са­мые ост­рые пе­ре­жи­ва­ния в свя­зи с па­де­ни­ем Вто­ро­го Ри­ма рус­ские ис­пы­ты­ва­ли, ко­неч­но, в кон­це XV ве­ка, пос­коль­ку крах Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии сов­пал по вре­ме­ни с об­щи­ми ожи­да­ни­я­ми кон­ца све­та – в 1492 го­ду по рас­че­там ис­пол­ни­лось 7 ты­сяч лет от сот­во­ре­ния ми­ра и сог­лас­но мно­гим про­ро­че­ст­вам в этом го­ду дол­жен был слу­чить­ся Апо­ка­лип­сис. Па­де­ние Конс­тан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, бе­зус­лов­но, толь­ко уси­ли­ло эс­ха­то­ло­ги­чес­кие наст­ро­е­ния.

В XVI ве­ке по­бе­да над ересью жи­до­в­ству­ю­щих, пол­ное объ­е­ди­не­ние рус­ских зе­мель вок­руг Моск­вы, по­бе­да над ос­кол­ка­ми Зо­ло­той Ор­ды – Ка­за­нс­ким, Аст­ра­ха­нс­ким и Си­би­рс­ким ханства­ми, вен­ча­ние на царство ве­ли­ко­го кня­зя мос­ко­вс­ко­го Ива­на IV Гроз­но­го и уч­реж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва на Ру­си – все это при­ве­ло к ут­ве­рж­де­нию в на­ци­о­наль­ном соз­на­нии предс­тав­ле­ния о Треть­ем Ри­ме, о пре­ем­стве Моск­вы от Конс­тан­ти­но­по­ля.

В XVI веке победа над ересью жидовствующих, объединение русских
земель вокруг Москвы, победа над осколками Золотой Орды, венчание
на царство Ивана IV Грозного и учреждение патриаршества на Руси –
все это привело к утверждению в национальном сознании представления
о Третьем Риме, о преемстве Москвы от Константинополя.

Как толь­ко бы­ли пре­о­до­ле­ны пос­ле­д­ствия Смут­но­го вре­ме­ни, те­ма конс­тан­ти­но­польс­ко­го нас­ле­д­ства вновь ста­ла до­ми­ни­ро­вать в по­ли­ти­ке Моск­вы – и при Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че, и при Фе­до­ре Алек­се­еви­че, и в го­ды ре­ге­н­т­ства Софьи Алек­се­ев­ны, и в пер­вое вре­мя прав­ле­ния Пет­ра Алек­се­еви­ча. За­тем Петр I раз­вер­нул по­ли­ти­ку Ру­си в се­вер­ном нап­рав­ле­нии, но суть ее ос­та­лась той же. В 1721 го­ду при под­не­се­нии ему Се­на­том и Си­но­дом ти­ту­ла им­пе­ра­то­ра и зва­ния Ве­ли­кий Петр Алек­се­евич счел не­об­хо­ди­мым под­че­рк­нуть, что его ре­фор­мы бы­ли нап­рав­ле­ны на то, что­бы «с на­ми не ста­ло как с им­пе­ри­ей Гре­чес­кой». Эти сло­ва мож­но по­нять не толь­ко как объ­яс­не­ние су­ти тех ре­форм и действий, ко­то­рые про­во­дил ве­ли­кий рус­ский го­су­дарь-пре­об­ра­зо­ва­тель (а от­но­ше­ние к пет­ров­ским ре­фор­мам бы­ло и ос­та­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вым), но и как на­ро­чи­тое сви­де­тель­ство ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го пре­ем­ства от Конс­тан­ти­но­по­ля.

Рус­ско-ту­рец­кие вой­ны и «Гре­чес­кий про­ект» Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой, под­де­рж­ка борь­бы гре­ков за не­за­ви­си­мость Алек­са­нд­ром I, рус­ско-ту­рец­кая вой­на Алек­са­нд­ра II, ед­ва не за­кон­чив­ша­я­ся взя­ти­ем Конс­тан­ти­но­по­ля, и, на­ко­нец, про­ект рус­ских ус­ло­вий мир­но­го до­го­во­ра пос­ле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, вклю­чав­ший пе­ре­да­чу Конс­тан­ти­но­по­ля Рос­сии, – сви­де­тель­ства то­го, что с кон­ца XVII до на­ча­ла XX ве­ка те­ма ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия бы­ла в цент­ре рос­сийс­кой по­ли­ти­ки. Бо­лее то­го, в XIX ве­ке эта те­ма ста­ла пред­ме­том ак­тив­ной реф­лек­сии в рус­ской ис­то­ри­о­со­фии: Алек­сей Хо­мя­ков, Ни­ко­лай Да­ни­ле­вс­кий, Вла­ди­мир Со­ловь­ев, Конс­тан­тин Ле­онть­ев и дру­гие рус­ские мыс­ли­те­ли мно­го пи­са­ли об этом. Од­нов­ре­мен­но в кон­це XIX – на­ча­ле ХХ ве­ка бы­ли из­да­ны фун­да­мен­таль­ные тру­ды и по ис­то­рии Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии.

Од­на­ко в се­год­няш­ней дис­кус­сии на те­му ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия ак­цен­ты рас­став­ле­ны ина­че. На пер­вый план выш­ла те­ма ро­ли За­па­да в ги­бе­ли Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, разг­раб­ле­ния крес­то­нос­ца­ми бо­гатств им­пе­рии, что и ста­ло ос­но­вой «чу­да за­пад­но­го ка­пи­та­лиз­ма», обост­ри­ло конф­ликт Вос­точ­ной пра­вос­лав­ной и За­пад­ной ци­ви­ли­за­ций. По­нят­но, что та­кая пос­та­нов­ка проб­ле­мы се­год­ня пре­дель­но ак­ту­аль­на. В этом смыс­ле фильм ар­хи­ма­нд­ри­та Ти­хо­на (Шев­ку­но­ва) наз­ван очень точ­но – «Ви­зан­тийс­кий урок». Имен­но так! Мы долж­ны изв­лечь для се­бя уро­ки из па­де­ния Конс­тан­ти­но­по­ля, что­бы, по сло­ву Пет­ра Ве­ли­ко­го, «с на­ми не ста­ло как с им­пе­ри­ей Гре­чес­кой».

Од­на­ко се­год­ня на­ци­о­наль­ное соз­на­ние стал­ки­ва­ет­ся с дву­мя серь­ез­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо по­нять и вер­но оце­нить. С од­ной сто­ро­ны, не­ко­то­рые ин­тел­лек­ту­а­лы, пи­са­те­ли и пуб­ли­цис­ты, в том чис­ле и пра­вос­лав­ные, го­во­рят о том, что нам ну­жен со­юз с хрис­ти­а­нс­ким За­па­дом для сов­ме­ст­но­го про­ти­вос­то­я­ния му­суль­ма­нс­кой уг­ро­зе. А для это­го не­об­хо­ди­мо ак­ти­ви­зи­ро­вать кон­так­ты с те­ми, ко­то­рые ре­аль­но стал­ки­ва­ют­ся с уг­ро­зой ис­ла­ми­за­ции, – с кон­сер­ва­тив­ны­ми про­тес­та­н­тски­ми кру­га­ми Ев­ро­пы, с Из­ра­и­лем и преж­де все­го с Ва­ти­ка­ном. С дру­гой сто­ро­ны, все гром­че зву­чат го­ло­са по­ли­то­ло­гов и по­ли­ти­ков, выс­ту­па­ю­щих за ин­тен­си­фи­ка­цию кон­так­тов с Ев­ро­пейс­ким со­ю­зом, что­бы об­рес­ти со­юз­ни­ка в борь­бе про­тив экс­пан­сии США и Ки­тая, стре­мя­щих­ся с раз­ных сто­рон по­лу­чить конт­роль над рос­сийс­ки­ми ре­сур­са­ми. А для это­го опять же на­до ак­ти­ви­зи­ро­вать свя­зи с Ва­ти­ка­ном, без ко­то­ро­го со­юз Рос­сии с Ев­ро­пой не сос­то­ит­ся.

Обе эти идеи яв­ля­ют­ся нас­то­я­щи­ми ис­ку­ше­ни­я­ми, пос­коль­ку пред­ла­га­ют внеш­не ло­гич­ное, но по су­ти не­вер­ное и опас­ное ре­ше­ние ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щих проб­лем – уг­ро­зы со сто­ро­ны во­ин­ству­ю­ще­го ис­ла­миз­ма и про­ти­вос­то­я­ния с глав­ны­ми цент­ра­ми си­лы в ми­ре. Не­вер­ное и опас­ное, по­то­му что, как учит нас ис­то­рия, со­юз с Ва­ти­ка­ном Рос­сию ни­ког­да до доб­ра не до­во­дил. И се­год­ня пред­ло­же­ние нас­ту­пить на те же граб­ли вряд ли при­ве­дет к ино­му ре­зуль­та­ту.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 924 гостей онлайн