Северная Ромея
Александр Неклесса
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 70
Александр Иванович Неклесса – председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, заместитель генерального директора Института экономических стратегий, директор Центра геоэкономических исследований (Лаборатория «Север–Юг») Института Африки РАН
Несмотря на присутствие в настоящем тексте исторических, теологических и – в меньшей степени – философских аллюзий, его доминанта все же культурологическая и в некоторой степени – методологическая. Содержательная же часть сводится к размышлениям о некоторых аспектах византийского воздействия на русскую культуру – воздействия, повлиявшего на генезис российской идентичности. Отдельный рассматриваемый здесь вопрос – в каких формах культурное наследие Второго Рима может быть интересным современному миру, в частности, «негативная рациональность» и ее методологические производные.
Странствующая империя
{div width:385|float:left}{module 1_Diptych_Barberini_Louvre_OA3850}{/div}Символизм блуждающего по планете Вечного Города – отражение тяги людей и сообществ, придерживающихся различных взглядов, к цивилизованному обустройству земной жизни. Слабо различимый в сумраке европейской истории гамбит сюжета запечатлен, возможно, в «Илиаде» и «Одиссее», эндшпиль – в моделях Глобального Града.
История Рима являет нам три лика – языческий, христианский, исламский. Она объединяет различные народы, общности, континенты – Европу, Азию, Африку. Охватив едва ли не три тысячелетия человеческой хронологии, эта история отмечает своими метаморфозами эпохи Античности, Средневековья, Нового времени.
Странствующая во времени и по планете полития – это также универсальный эскиз глобальной цивилизации: государственность, обосновавшая вектор всемирной летописи народов. Полиэтничность, людское многоголосие – ее родовой признак, явивший миру феномен политической интегрии – империи, прочитываемой каждый раз по-новому, – с изменением смыслов и смещением акцентов. Очерчивая пределы актуальной Ойкумены, Рим порождал массу реплик и подражаний. Самим форматом цивилизованности человечество обязано римской государственности, ее принципам и категориям (республика, сенат, империум, магистратура, юриспруденция и т.д.).
При Юстиниане наметился контур трансконтинентального гиганта,
опоясывавшего своей телесностью прибрежные земли Средиземноморья.
Свержение царя-тирана – Тарквиния Гордого – стало фундаментом просуществовавшей приблизительно полтысячелетия Римской республики со своими юридическими концептами и политическими механизмами, затруднявшими появление узурпаторов и проявлявшимися главным образом в принципе республиканского правления. Например, в наличии двух избираемых на определенный срок консулов – так постулировалась сменяемость и коллегиальность высшей магистратуры, власть которой уравновешивалась аристократическим сенатом, плебейским трибунатом (с правом вето на решения консулов), народными собраниями, а также коллегиальной магистратурой цензоров, надзиравших за государственным хозяйством, гражданским цензом (сословной принадлежностью) и всем корпусом должностных лиц. Были к тому же формализованы ситуации, когда та или иная серьезная угроза республике все-таки требовала единовластия и предоставления особых полномочий, то есть введения диктатуры – института, при котором разделение власти приостанавливалось. Либо возникала необходимость временного упрощения намеренно усложненной системы командования войсками или реализации режима чрезвычайного положения в провинции. Для подобных исключительных обстоятельств существовали юридические регламенты, позволявшие управлять бурными событиями законным образом, устанавливая при этом ряд привилегий/ограничений по срокам и пространству действия специальных форм правления (кризисных процедур). Кроме того предусматривались легальные процедуры привлечения к ответственности носителей высшей власти.
Последующая история Рима – история принципата, домината, разделения на Запад и Восток. И погружения западной полусферы в эклектику Темных веков с попытками восстановить, отстроить собственную версию Римского мира, начиная с франкской империи Карла Великого – 68-го (после низложения Константина VI) римского императора, отчасти признанного Западом, но не признанного на Востоке. Сюжет был продолжен Римской империей, основанной Оттоном I, менявшей имена и политическую значимость (Священная Римская империя, Священная Римская империя германской нации), просуществовавшей в подвижных и мерцающих обликах до 1806 года.