Понедельник, 29 Мая, 2017
   
(4 голоса, среднее 4.75 из 5)


Андрей Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829

«Дух суровый византийства»
Александр Ефремов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 44

Александр Валентинович Ефремов – кандидат исторических наук, специалист по историософии

Одним из важ­ней­ших и ин­те­рес­ней­ших воп­ро­сов на­шей ис­то­рии ос­та­ет­ся воп­рос о том, ка­кие фак­то­ры поз­во­ли­ли ма­лень­ко­му Мос­ко­вс­ко­му кня­же­ст­ву уве­ли­чить свою тер­ри­то­рию в во­семь­сот (!) раз и стать ве­ли­чай­шим го­су­да­р­ством Но­во­го вре­ме­ни. И это при­том что ге­о­по­ли­ти­чес­кие, ланд­ша­фт­ные и кли­ма­ти­чес­кие обс­то­я­тель­ства бы­ли для Моск­вы край­не неб­ла­гоп­ри­ят­ны­ми. А ведь ни­ка­кой дру­гой сла­вя­нс­кий на­род не су­мел соз­дать не толь­ко им­пе­рии, но да­же прос­то зна­чи­тель­ной го­су­да­р­ствен­нос­ти, воз­мож­но, за иск­лю­че­ни­ем Поль­ши XVI ве­ка. Кро­ме то­го, рус­ские ока­за­лись твор­ца­ми ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры ми­ро­во­го зна­че­ния и пер­вы­ми отп­ра­ви­ли че­ло­ве­ка в кос­мос.

Ду­ма­ет­ся, что од­ним из фак­то­ров, оп­ре­де­лив­ших блес­тя­щую ис­то­ри­чес­кую судь­бу на­ше­го Оте­че­ст­ва, стал, поль­зу­ясь вы­ра­же­ни­ем Ан­ны Ах­ма­то­вой, «дух су­ро­вый ви­зан­тий­ства», ча­ще име­ну­е­мый ви­зан­тиз­мом. Сра­зу от­ме­чу, что как вся­кое яв­ле­ние, свя­зан­ное с на­ци­о­наль­ны­ми ар­хе­ти­па­ми, ви­зан­тизм не име­ет ис­чер­пы­ва­ю­ще­го оп­ре­де­ле­ния. Точ­нее, име­ю­щи­е­ся оп­ре­де­ле­ния не пол­ностью пе­ре­да­ют ха­рак­тер это­го фе­но­ме­на. Собствен­но сам тер­мин «ви­зан­тизм» ввел один из са­мых ин­те­рес­ных рус­ских мыс­ли­те­лей Конс­тан­тин Ле­онть­ев. В сво­ей зна­ме­ни­той кни­ге «Ви­зан­тизм и сла­вя­н­ство» он дал та­кую ха­рак­те­рис­ти­ку ви­зан­тиз­ма: «<…> ви­зан­тизм в го­су­да­р­стве зна­чит – са­мо­дер­жа­вие. В ре­ли­гии он зна­чит хрис­ти­а­н­ство с оп­ре­де­лен­ны­ми чер­та­ми, от­ли­ча­ю­щи­ми его от за­пад­ных Церк­вей, от ере­сей и рас­ко­лов. В нрав­ствен­ном ми­ре <…> ви­зан­тийс­кий иде­ал не име­ет <…> пре­у­ве­ли­чен­но­го по­ня­тия о зем­ной лич­нос­ти». К то­му же, по мне­нию Ле­онть­е­ва, ви­зан­тизм скло­нен «к ра­зо­ча­ро­ва­нию во всем зем­ном, в счастье, в ус­той­чи­вос­ти на­шей собствен­ной чис­то­ты». Он «от­вер­га­ет вся­кую на­деж­ду на все­об­щее бла­го­де­н­ствие на­ро­дов», и «он есть силь­ней­шая ан­ти­те­за идее все­че­ло­ве­че­ст­ва в смыс­ле зем­но­го все­ра­ве­н­ства, зем­ной всес­во­бо­ды, зем­но­го все­со­вер­ше­н­ства и все­до­воль­ства».

Та­ким об­ра­зом, ви­зан­тизм – это преж­де все­го пра­вос­лав­ное ми­ро­ощу­ще­ние (ми­ро­во­сп­ри­я­тие). Важ­ней­шим обс­то­я­тель­ством тут яв­ля­ет­ся убеж­ден­ность в том, что под­лин­ное, не­ис­ка­жен­ное хрис­ти­а­н­ство ос­тав­ле­но нам свя­ты­ми от­ца­ми пер­вых се­ми ве­ков. По­э­то­му пра­вос­ла­вие есть пол­но­та хрис­ти­а­н­ства, и ос­нов­ная цель каж­до­го по­ко­ле­ния – сох­ра­нить ее в пер­во­на­чаль­ной чис­то­те. Это – глу­бо­ко кон­сер­ва­тив­ный пос­ту­лат, при­чем кон­сер­ва­тив­ный не в смыс­ле зас­тыв­шей кон­фу­ци­а­нс­кой ста­тич­нос­ти, а ма­ни­фес­ти­ро­вав­ший раз­ви­тие, жизнь. Пос­ту­лат, уко­ре­нен­ный в транс­цен­де­нт­ном, иск­лю­чав­ший ла­ти­нс­кое «дог­ма­ти­чес­кое раз­ви­тие», при­да­вав­ший пра­вос­лав­но­му соз­на­нию чет­кую оп­ре­де­лен­ность и фор­му­ли­ро­вав­ший за­да­чи про­ви­ден­ци­аль­ной мис­сии ис­тин­но хрис­ти­а­нс­кой на­ции, да­ле­ко вы­хо­див­шие за рам­ки уз­ко­го­су­да­р­ствен­но­го бы­тия. Са­мо­дер­жа­вие в по­ня­тии ви­зан­тиз­ма не тож­де­ст­вен­но ев­ро­пейс­ко­му аб­со­лю­тиз­му, да­же «прос­ве­щен­но­му». Пра­вос­лав­ный царь – на­бож­ный пра­ви­тель, ве­ду­щий на­род к спа­се­нию.

В ус­ло­ви­ях Мос­ко­вс­кой Ру­си оре­ол бо­же­ст­вен­но­го изб­ран­ни­че­ст­ва ох­ва­ты­вал не толь­ко пра­вя­ще­го ав­ток­ра­то­ра, но и его род (ди­нас­тию). В то же вре­мя ви­зан­тизм хо­тя и был про­из­вод­ной пра­вос­лав­ной ре­ли­ги­оз­нос­ти, но не яв­лял­ся ги­пе­рт­ро­фи­ро­ван­но рас­ши­рен­ной цер­ков­ностью. Он был еще и иде­о­ло­ги­ей на­ци­о­наль­но­го (за­тем им­пе­рс­ко­го) го­су­да­р­ствен­но­го со­зи­да­ния, приз­ван­но­го обес­пе­чить един­ство аб­со­лют­но­го и от­но­си­тель­но­го, то есть дер­жав­но­го стро­и­тель­ства и стрем­ле­ния к Аб­со­лю­ту (дос­ти­же­нию пол­но­ты раз­ре­ше­ния ре­ли­ги­оз­ных за­дач). Ина­че го­во­ря, ви­зан­тизм, по­доб­но двуг­ла­во­му ор­лу, был об­ра­щен и к Церк­ви, и к го­су­да­р­ству. Он ока­зал­ся тож­де­ст­ве­нен сущ­нос­ти хрис­ти­а­нс­ко­го го­су­да­р­ства, ос­та­ва­ясь яд­ром на­ци­о­наль­но­го бы­тия, пос­коль­ку его сак­раль­ной за­да­чей бы­ло сох­ра­не­ние выс­ших ин­те­ре­сов пра­вос­лав­но­го царства, по сте­пе­ни сво­ей глу­би­ны имев­ших ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер. Сим­фо­ния Церк­ви и го­су­да­р­ства чет­ко фик­си­ро­ва­лась в чи­не вен­ча­ния на царство, вклю­чав­шем та­ин­ство ми­ро­по­ма­за­ния, че­рез ко­то­рое ве­ру­ю­ще­му по­да­ют­ся да­ры Свя­то­го Ду­ха.



Комментарии  

 
-1 #1 Р 14.04.2013 18:47
С. П. Королёв родился и жил на Украине. Выходит первыми отправили человека в космос украинцы и казахи, а первым космонавтом был россиянин Юра Гагарин. Все очень просто, предательство и есть осонова создания России.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1096 гостей онлайн