Андрей Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829
«Дух суровый византийства»
Александр Ефремов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 44
Александр Валентинович Ефремов – кандидат исторических наук, специалист по историософии
Одним из важнейших и интереснейших вопросов нашей истории остается вопрос о том, какие факторы позволили маленькому Московскому княжеству увеличить свою территорию в восемьсот (!) раз и стать величайшим государством Нового времени. И это притом что геополитические, ландшафтные и климатические обстоятельства были для Москвы крайне неблагоприятными. А ведь никакой другой славянский народ не сумел создать не только империи, но даже просто значительной государственности, возможно, за исключением Польши XVI века. Кроме того, русские оказались творцами художественной культуры мирового значения и первыми отправили человека в космос.
Думается, что одним из факторов, определивших блестящую историческую судьбу нашего Отечества, стал, пользуясь выражением Анны Ахматовой, «дух суровый византийства», чаще именуемый византизмом. Сразу отмечу, что как всякое явление, связанное с национальными архетипами, византизм не имеет исчерпывающего определения. Точнее, имеющиеся определения не полностью передают характер этого феномена. Собственно сам термин «византизм» ввел один из самых интересных русских мыслителей Константин Леонтьев. В своей знаменитой книге «Византизм и славянство» он дал такую характеристику византизма: «<…> византизм в государстве значит – самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных Церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире <…> византийский идеал не имеет <…> преувеличенного понятия о земной личности». К тому же, по мнению Леонтьева, византизм склонен «к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты». Он «отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов», и «он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства».
Таким образом, византизм – это прежде всего православное мироощущение (мировосприятие). Важнейшим обстоятельством тут является убежденность в том, что подлинное, неискаженное христианство оставлено нам святыми отцами первых семи веков. Поэтому православие есть полнота христианства, и основная цель каждого поколения – сохранить ее в первоначальной чистоте. Это – глубоко консервативный постулат, причем консервативный не в смысле застывшей конфуцианской статичности, а манифестировавший развитие, жизнь. Постулат, укорененный в трансцендентном, исключавший латинское «догматическое развитие», придававший православному сознанию четкую определенность и формулировавший задачи провиденциальной миссии истинно христианской нации, далеко выходившие за рамки узкогосударственного бытия. Самодержавие в понятии византизма не тождественно европейскому абсолютизму, даже «просвещенному». Православный царь – набожный правитель, ведущий народ к спасению.
В условиях Московской Руси ореол божественного избранничества охватывал не только правящего автократора, но и его род (династию). В то же время византизм хотя и был производной православной религиозности, но не являлся гипертрофированно расширенной церковностью. Он был еще и идеологией национального (затем имперского) государственного созидания, призванного обеспечить единство абсолютного и относительного, то есть державного строительства и стремления к Абсолюту (достижению полноты разрешения религиозных задач). Иначе говоря, византизм, подобно двуглавому орлу, был обращен и к Церкви, и к государству. Он оказался тождественен сущности христианского государства, оставаясь ядром национального бытия, поскольку его сакральной задачей было сохранение высших интересов православного царства, по степени своей глубины имевших религиозный характер. Симфония Церкви и государства четко фиксировалась в чине венчания на царство, включавшем таинство миропомазания, через которое верующему подаются дары Святого Духа.