Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Культура всегда была опорным институтом дореволюционной и советской
действительности и трепетным индикатором общественного самочувствия.
Ее значение определялось преимущественно тем, какую роль она
объективно играла в развитии общественных отношений.

При этом субс­тан­ци­ей по­ня­тия «ре­ли­гия», на ко­то­рой толь­ко и мог­ла раз­ви­вать­ся куль­ту­ра, в его по­ни­ма­нии бы­ла преж­де все­го Цер­ковь, о чем пря­мо го­во­рит­ся в его ра­бо­те «Цер­ковь и куль­ту­ра»: «Ду­хов­ная де­я­тель­ность ис­то­ри­чес­ко­го че­ло­ве­че­ст­ва, то есть куль­ту­ра, ове­ще­с­твля­ю­ща­я­ся и во внеш­них ма­те­ри­аль­ных объ­ек­тах, и в про­дук­тах ду­хов­но­го твор­че­ст­ва, долж­на вы­рас­тать так­же на ду­хов­ной поч­ве Церк­ви, в цер­ков­ной ог­ра­де <…>». Со­от­ве­т­ствен­но Цер­ковь рас­смат­ри­ва­лась мыс­ли­те­лем как инс­ти­ту­ци­о­наль­ная ос­но­ва и са­мо­го твор­че­ст­ва: «Цер­ков­ная ог­ра­да долж­на вмес­тить в се­бе не один толь­ко дом для ин­ва­ли­дов и бо­га­дель­ню <…> но и ра­бо­чую мас­те­рс­кую, и уче­ный ка­би­нет, и ху­до­же­ст­вен­ную сту­дию. Долж­на воз­ро­дить­ся цер­ков­ная жизнь, но не на ос­но­ве инк­ви­зи­ци­он­но­го ре­жи­ма, а на ос­но­ве сво­бод­но­го об­ще­ния и со­бор­но­го твор­че­ст­ва, так, что­бы для учас­тия в твор­че­ст­ве куль­ту­ры не нуж­но бы­ло уда­лять­ся в “стра­ну да­ле­ку” <…>». Не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия этой хрис­ти­а­нс­кой куль­ту­ры и цер­ков­но­го твор­че­ст­ва Бул­га­ков рас­смат­ри­вал как все­мир­но-ис­то­ри­чес­кую за­да­чу.

Пы­та­ясь пре­о­до­леть ог­ра­ни­чен­ность сла­вя­но­фильс­ко­го (на­ци­о­наль­но­го) под­хо­да, сто­рон­ни­ки идеи ре­ли­ги­оз­ной фор­мы все­мир­нос­ти (преж­де все­го Дмит­рий Ме­реж­ко­вс­кий) нас­той­чи­во про­во­ди­ли идею, что су­ще­ст­во куль­ту­ры сверх­на­ци­о­наль­но, все­мир­но. Вот что Ме­реж­ко­вс­кий ут­ве­рж­дал на этот счет в од­ном из сво­их пуб­лич­ных док­ла­дов в 1914 го­ду: «Пот­реб­ность все­мир­но­го со­е­ди­не­ния есть пос­лед­нее му­че­ние лю­дей. Всег­да че­ло­ве­че­ст­во, в це­лом сво­ем, стре­ми­лось уст­ро­ить­ся неп­ре­мен­но все­мир­но!» Ме­реж­ко­вс­кий кри­ти­ко­вал предс­та­ви­те­лей «но­во­го» сла­вя­но­филь­ства (Сер­гея Бул­га­ко­ва, Ни­ко­лая Бер­дя­е­ва, Вла­ди­ми­ра Эр­на, свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­ре­нс­ко­го) за их тяж­кий грех – мни­мое приз­на­ние, а в действи­тель­нос­ти – от­ри­ца­ние все­мир­нос­ти.

Близ­кую к это­му взгля­ду мысль раз­ви­вал Алек­сандр Мейер, ко­то­рый свя­зы­вал идею все­мир­нос­ти уже с иде­ей лич­нос­ти: «Хрис­ти­а­нс­кая ре­ли­ги­оз­ность не мо­жет от­ри­цать на­цию, но она под­чи­ня­ет на­ци­о­наль­ное на­ча­ло – на­ча­лу все­ле­нс­ко­му. Под­чи­нить что-ли­бо на­ча­лу все­ле­нс­ко­му зна­чит под­чи­нить его иде­а­лу лич­нос­ти, по­то­му что един­ствен­но все­ле­нс­ким прин­ци­пом яв­ля­ет­ся прин­цип лич­нос­ти. <…> Ут­ве­рж­де­ние все­ле­нс­ко­го иде­а­ла <…> ве­дет к прет­во­ре­нию на­ци­о­наль­но­го в лич­ном».

Кро­ме то­го, сто­рон­ни­ки идеи ре­ли­ги­оз­ной все­мир­нос­ти свя­зы­ва­ли об­ще­ст­вен­ный иде­ал не толь­ко с об­ластью идей, но уже и с са­мим он­то­ло­ги­чес­ким прин­ци­пом, в дан­ном слу­чае – с иде­ей мес­си­а­низ­ма как са­мо­от­ре­че­ния во имя жерт­вен­но­го слу­же­ния выс­шей прав­де че­ло­ве­чес­кой. Бо­лее то­го, идею все­мир­нос­ти как не­кую все­об­щую ос­но­ву не толь­ко куль­ту­ры, но и са­мо­го бы­тия Ме­реж­ко­вс­кий пы­тал­ся вы­вес­ти уже за пре­де­лы иде­аль­но­го, в са­му жизнь: «Что­бы прий­ти к од­ной ре­ли­ги­оз­ной мыс­ли, на­до не толь­ко вмес­те ду­мать, но и вмес­те жить».

Ис­то­ри­чес­кие со­бы­тия то­го пе­ри­о­да раз­во­ра­чи­ва­лись с та­кой ин­тен­сив­ностью и отк­ро­вен­ностью, что зас­тав­ля­ли да­же са­мых твер­дых иде­а­лис­тов ес­ли не по­ни­мать, то хо­тя бы учи­ты­вать зап­ро­сы но­во­го вре­ме­ни. Нес­лу­чай­но сто­рон­ни­ки ре­ли­ги­оз­ной все­мир­нос­ти под­ни­ма­ли воп­рос о «пе­ре­заг­руз­ке» преж­не­го хрис­ти­а­нс­ко­го иде­а­ла, раз­ви­вая его со­дер­жа­ние. Об этом пря­мо го­во­рил Ту­ган-Ба­ра­но­вс­кий: «Для ста­ро­го хрис­ти­а­н­ства ха­рак­тер­но про­во­зг­ла­ше­ние идеи брат­ства всех лю­дей: “Воз­лю­би­те всех лю­дей, как са­мо­го се­бя”. Но эта фор­му­ла ста­ро­го ми­ра. Но­вое об­ще­ст­во долж­но при­нять и но­вое по­ни­ма­ние хрис­ти­а­н­ства. Но­вая фор­му­ла долж­на гла­сить: “Об­ще­ст­во долж­но ра­бо­тать для улуч­ше­ния мо­раль­но­го и ма­те­ри­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­го бед­но­го об­ще­ст­вен­но­го клас­са; об­ще­ст­во долж­но быть так ор­га­ни­зо­ва­но, что­бы на­и­луч­шим об­ра­зом дос­ти­гать этой ве­ли­кой це­ли”». И да­лее: «А кро­ме то­го, но­вая ре­ли­гия долж­на быть ре­ли­ги­ей действен­ной, долж­на быть не толь­ко умоз­ре­ни­ем, не толь­ко но­вым по­ни­ма­ни­ем ко­неч­ных це­лей че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, но и ка­кое-то но­вое не­пос­ре­д­ствен­ное действие, ка­кую-то борь­бу со злом, но­вое от­но­ше­ние к об­ще­ст­ву нуж­но по­ка­зать».

То есть хрис­ти­а­нс­кий иде­ал здесь вы­во­дит­ся за пре­де­лы ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния и свя­зы­ва­ет­ся уже с за­да­ча­ми об­ще­ст­вен­ной прак­ти­ки.

Кро­ме то­го, идея ре­ли­ги­оз­ной все­мир­нос­ти сни­ма­ла ог­ра­ни­чен­ность и сла­вя­но­фильс­ко­го по­ни­ма­ния «на­род­нос­ти». По­ня­тие «на­род­ность» в рам­ках это­го фи­ло­со­фс­ко­го нап­рав­ле­ния вы­во­ди­лось за пре­де­лы уз­ко по­ня­той на­ци­о­наль­ной идеи и рас­смат­ри­ва­лось ее предс­та­ви­те­ля­ми уже с по­зи­ции идеи все­че­ло­веч­нос­ти. Вот что пи­сал по это­му по­во­ду Ме­реж­ко­вс­кий: «“Да бу­дет прок­ля­та вся­кая на­род­ность, иск­лю­ча­ю­щая из се­бя че­ло­веч­ность!” – этот за­вет Бе­ли­нс­ко­го – за­вет всей рус­ской об­ще­ст­вен­нос­ти. <…> То же в Пуш­ки­не и во всей рус­ской ли­те­ра­ту­ре: на­род­ность воз­вы­ша­ет­ся в ней до все­че­ло­веч­нос­ти».

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS