Среда, 26 Июля, 2017
   
(7 голоса, среднее 4.43 из 5)

Новое рождение политического из деполитизированного: кризис полицейского управления и множественные солидарности
Александр Филиппов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 246

Александр Фридрихович Филиппов – доктор социологических наук, руководитель Центра фундаментальной социологии Национального Исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Что-то не­лад­ное – го­во­рят все – но­сит­ся в воз­ду­хе, что-то ме­ша­ет нам до­ве­рить­ся сло­жив­ше­му­ся ук­ла­ду. Это уди­ви­тель­ное чувство: опыт про­шед­ше­го де­ся­ти­ле­тия дол­жен был бы при­у­чить нас к то­му, что мно­го раз предс­ка­зан­ные по раз­ным по­во­дам со­ци­аль­ные ка­та­ст­ро­фы не про­ис­хо­дят, а раз так, то и сей­час ме­нее все­го сле­до­ва­ло бы ожи­дать – хо­тя бы в бли­жай­шем бу­ду­щем – собствен­но ка­та­ст­ро­фи­чес­ко­го раз­ви­тия. Не то что­бы всё хо­ро­шо – кто ре­шит­ся ска­зать это, – но вот ка­та­ст­ро­фы ли нам гро­зят, ка­та­ст­роф ли долж­ны мы опа­сать­ся? Предс­ка­за­ния ка­та­ст­роф пред­по­ла­га­ют об­ру­ше­ния боль­ших конструк­ций, но тя­го­ст­ное чувство не­лад­но­го вы­рас­та­ет в че­ре­де мел­ких со­бы­тий пов­сед­нев­нос­ти, лишь от­час­ти яв­ля­ю­щих­ся со­бы­ти­я­ми на­ше­го собствен­но­го опы­та, по пре­и­му­ще­ст­ву же – из со­бы­тий ме­диа-сре­ды, со­об­ще­ний и но­вос­тей, а так­же пов­се­ме­ст­но расп­ро­ст­ра­нён­ных мне­ний, уси­ли­ва­ю­щих друг дру­га опоз­на­ни­ем еди­но­ду­шия. Ка­за­лось бы, еди­но­душ­но­му бес­по­кой­ству од­них долж­но про­ти­вос­то­ять не ме­нее еди­но­душ­ное спо­кой­ствие дру­гих, тех, ко­то­рые не прос­то не ве­рят предс­ка­за­те­лям ка­та­ст­роф, но и ви­дят бу­ду­щее иным, луч­шим. Но не так уж труд­но об­на­ру­жить, что нет в на­ши дни ни­че­го бо­лее ред­ко­го, чем силь­ная кон­сер­ва­тив­ная по­зи­ция, по­то­му что кон­сер­ви­ро­вать нам собствен­но не­че­го.

Это са­мо по се­бе не так уж страш­но. Ведь кон­сер­ва­тизм, как из­ве­ст­но, бы­ва­ет двух ро­дов – удер­жи­ва­ю­щий и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щий. Удер­жи­ва­ю­щий кон­сер­ва­тизм, тот, что пи­шет на сво­ем зна­ме­ни за­во­ра­жи­ва­ю­щее од­них и не­на­ви­ст­ное дру­гим сло­во «ста­биль­ность», от­нюдь не сво­дит­ся к сох­ра­не­нию в не­из­мен­ном ви­де то­го, что всег­да – или из­дав­на – су­ще­ст­во­ва­ло. Сох­ра­не­ние, го­во­рил зна­ме­ни­тый кон­сер­ва­тор Ханс Фрайер, пред­по­ла­га­ет пос­то­ян­ное из­ме­не­ние. На­до ме­нять­ся в от­вет на вы­зо­вы, что­бы сох­ра­нить то, что тре­бу­ет­ся сох­ра­нить. Воп­рос лишь в том, что имен­но сох­ра­нять, и на не­го-то от­ве­тить все­го труд­нее. Пов­то­рим ещё раз: лож­но то предс­тав­ле­ние о кон­сер­ва­тиз­ме (будь то со сто­ро­ны оп­по­нен­тов, кри­ти­ков или ис­сле­до­ва­те­лей кон­сер­ва­тиз­ма, будь то со сто­ро­ны са­мих кон­сер­ва­то­ров), сог­лас­но ко­то­ро­му не­кое «всё», так или ина­че уст­ро­ен­ное, столь хо­ро­шо, что его на­до спас­ти и сох­ра­нить. Раз­ве что нем­но­го, ес­ли на то есть ре­зо­ны, улуч­шить и под­но­вить. Та­кой кон­сер­ва­тизм был ког­да-то, но это дав­нее прош­лое кон­сер­ва­тиз­ма, и на сме­ну ему при­хо­ди­ли дру­гие ва­ри­ан­ты кон­сер­ва­тиз­ма ох­ра­ни­тель­но­го и – не за­бу­дем так­же о них – ва­ри­ан­ты кон­сер­ва­тиз­ма ра­ди­каль­но­го. Ра­ди­каль­ный, вос­ста­но­ви­тель­ный кон­сер­ва­тизм пред­по­ла­га­ет, что всё на­ру­ше­но, так что на­до не столь­ко сбе­ре­гать на­лич­ное сос­то­я­ние, сколь­ко вер­нуть­ся к пред­ше­ст­ву­ю­ще­му, то­му, что бы­ло не ис­пор­че­но, цель­но. От­сю­да – из­ве­ст­ная фор­му­ла restitutio in integrum – вос­ста­нов­ле­ние в пер­во­на­чаль­ном не­пов­реж­ден­ном ви­де. Для то­го что­бы вер­нуть­ся, не­об­хо­ди­мо рас­чис­тить по­ле, и пре­об­ра­зо­ва­ние су­ще­ст­ву­ю­ще­го долж­но быть столь ра­ди­каль­ным, что ста­рый по­ря­док ока­зы­ва­ет­ся но­вым, на­но­во соз­да­ва­е­мым по­ряд­ком. Ра­ди­каль­ный кон­сер­ва­тизм го­во­рит о нас­то­я­щем: «Мы жи­вём, – сло­ва Эрнста Юн­ге­ра в 1932 го­ду, – в ат­мос­фе­ре бо­ло­та, очис­тить ко­то­рую мо­гут лишь взры­вы». Это столь по­у­чи­тель­но: пом­нить и са­ми сло­ва, и пос­ле­до­вав­шие взры­вы, и ту ат­мос­фе­ру, что ус­та­но­ви­лась вмес­то бо­лот­ной. Но вер­нем­ся к ох­ра­ни­тель­но­му кон­сер­ва­тиз­му. Восп­ро­из­во­д­ство то­го, что уже есть и бы­ло преж­де, мо­жет про­ис­хо­дить, мы это зна­ем, как че­ре­да от­ве­тов на вы­зо­вы – но что это за вы­зо­вы? Идет ли речь о пре­до­тв­ра­ще­нии мень­ше­го зла, о пос­то­ян­ном ре­ше­нии за­дач, не­ми­ну­е­мо но­вых и но­вых в из­мен­чи­вом ми­ре, или о пред­ви­де­нии и стрем­ле­нии пре­до­тв­ра­тить ка­та­ст­ро­фу – не ка­та­ст­ро­фу ох­ра­ня­е­мо­го по­ряд­ка, но ка­та­ст­ро­фу той сре­ды, в ко­то­рой он, этот по­ря­док, толь­ко и мог су­ще­ст­во­вать? Нес­коль­ко раз на про­тя­же­нии ми­нув­ше­го ве­ка Сер­гей Бул­га­ков, Карл Шмитт, Ханс Фрайер, да и не они од­ни вспо­ми­на­ли в свя­зи с этим фи­гу­ру «удер­жи­ва­ю­ще­го», ка­те­хо­на из 2-го Пос­ла­ния апос­то­ла Пав­ла Фес­са­ло­ни­кий­цам. Тай­на без­за­ко­ния уже в действии, но не свер­шит­ся, по­ку­да есть «удер­жи­ва­ю­щий», ка­те­хон, го­во­рит Па­вел, и по­пыт­ки иден­ти­фи­ци­ро­вать ка­те­хон – ука­зать пря­мо: вот он! – предп­ри­ни­ма­ют­ся вся­кий раз, ког­да ка­жет­ся, что вре­мя близ­ко. Кто толь­ко ни ци­ти­ру­ет Пос­ла­ние Пав­ла в на­ши дни!



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 550 гостей онлайн