Так как сущностной характеристикой антисистемы является перманентный
распад, то в самом этом принципе заложена ее гибель.
Запрет на идеологии как ключевая часть антистратегии элит
Пространство формирования и развития идеологий как системных представлений и образов будущего не исследуется в силу еще одного фундаментального запрета, действующего в коридорах российской власти, – запрета на идеологии. Противники присутствия ДБ в российской политической практике в качестве основного аргумента, оправдывающего их мнение, ссылаются, как отмечено выше, на «конкретность» их деятельности. Такая «конкретность», по их уверениям, не нуждается ни в какой эфемерной, нереалистичной и отстраненной от нужд текущей политики «идеологии». Надуманным и несерьезным – то есть «идеологическим» – объявляется ими всякий разговор о будущем, о необходимости общих понятийных и стратегических рамок для последовательного движения вперед. В результате идейно-смысловое и интеллектуальное поля, играющие колоссальную роль в контроле над полем политическим, остаются фактически без внимания со стороны российской государственной политики.
Между тем действия наших ключевых геополитических оппонентов на постсоветском пространстве и в самой РФ начинаются именно с формирования комплекса неких перспективных идеологий – то есть тех идей и смыслов, которые они намерены продвигать и прививать на «осваиваемых» ими территориях. Они-то как раз прекрасно понимают значение идей и идеологем, ключевых смыслов и смысловых конструкций, которые собственно и называются идеологиями и которые представляют собой фундамент любой «реальной» и «конкретной» работы. И только такие идеологии способны сделать эту работу осмысленной, целесообразной, упорядоченной и даже просто эффективной.
Любая современная идеология – это прежде всего некий перспективный и привлекательный образ будущего. Образ, который как бы собирает воедино и делает осмысленным настоящее. Современная идеология, конечно, не имеет ничего общего с тем малопривлекательным представлением, которое рисуют в своем воображении российские чиновники, смолоду напуганные курсами истмата и диаматы в своих высших партшколах, составивших их основное образование в 70–80-х. Между тем современная идеология всегда многомерна, она обладает модульной многоуровневой структурой, рассчитанной на трансформации и адаптации к различным условиям и аудиториям. Современная идеология мобильна и пластична. Она имеет свои версии для многих социальных и политических групп, территорий, конфессий, национальностей, профессиональных и иных сообществ, которые и составляют живую ткань общества и на которые накладывается такая сетка идеологий.
Примерами эффективного воздействия современных идеологий на реальную политику являются процессы взятия под контроль постсоветского пространства. Эти процессы были запущены нашими оппонентами на Украине, в Молдове, в Средней Азии и в самой России. Хрестоматийным образцом подобной идеологической экспансии является Украина. Там за два постсоветских десятилетия были реализованы многие идеологические и информационные программы, проекты, созданы самые разные устойчивые формы, инструменты и механизмы идеологической работы, заявлены соответствующие идеологические бренды. В совокупности все это привело к формированию на Украине системной институциональной среды, благоприятной для продвижения и реализации западных культурных, общественных, политических и экономических интересов. И наоборот – все российские проекты, программы и отдельные игроки на Украине благополучно тонули в этой институциональной антироссийской среде. В результате уже удалось взрастить целое поколение украинцев, считающих себя отдельной европейской нацией, не имеющей ничего общего с «варварскими азиатскими ордами диких москалей». Подобная институциональная среда, созданная прежде всего идеологическими методами и инструментами, обеспечила впоследствии самые благоприятные условия для реализации на Украине западных политических и экономических интересов.
На таком фоне необходимо еще раз отметить чудовищный архаизм подхода к этой теме в РФ. Например, некоторое время назад всерьез ставилась задача одномоментного создания некой «национальной идеи», которая раз и навсегда – при отсутствии государственной идеологии – заполнила бы этот зияющий смысловой вакуум. Приведенный пример также наглядно свидетельствует об абсолютном непонимании нашим политическим классом того факта, что современная идеология – это не образовавшаяся раз и навсегда реальность, но именно процесс, вернее, даже целая сеть или система процессов, сходящихся в итоге в заданной точке.
Именно так эта система выстроена на Западе (и – с подачи Запада – на постсоветском и восточноевропейском пространствах). Там современная идеология существует в виде сложной разветвленной сети, одни сегменты которой представлены теоретическими и академическими институтами, отдельными «звездами» социогуманитарного небосклона, художниками, писателями и деятелями культуры. Другие сегменты организованы в виде институтов, центров, лабораторий, упорядочивающих и оформляющих ключевые идеи и смыслы, разрабатываемые теоретиками. Далее следуют механизмы трансляции этих разработанных и оформленных идей и смыслов в виде издательских и образовательных программ, СМИ, PR-проектов, программ по обмену, исследовательских программ, гуманитарных проектов и пр. То есть не будет преувеличением сказать, что в развитых западных странах идеология представляет собой сложное высокотехнологичное диверсифицированное производство идей и смыслов. Производство, снабженное инфраструктурой для дальнейшей трансляции, продажи и адаптации данного продукта.