Вторник, 24 Октября, 2017
   
(11 голоса, среднее 5.00 из 5)


Александр Бенуа. В Немецкой слободе. Отъезд Петра I из дома Лефорта. 1909

Россия и будущее
Карен Свасьян

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 44

Карен Араевич Свасьян – доктор философских наук, с 1993 года живёт в Швейцарии, где занимается лекторской и издательской деятельностью при Forum f?r Geisteswissenschaft Z?rich, автор многочисленных книг на русском и немецком языках

1

Что в рус­ской ис­то­рии с Пет­ра бро­са­ет­ся в гла­за, так это тем­пы её свер­ше­ния. Ещё Жо­зеф де Местр удив­лял­ся им в своё вре­мя: «От­че­го эта фа­таль­ная спеш­ка? Мож­но по­ду­мать, пе­ред на­ми под­рос­ток, ко­то­ро­му стыд­но, что он не ста­рик. Все про­чие на­ции Ев­ро­пы два или три ве­ка ле­пе­та­ли, преж­де чем ста­ли го­во­рить: от­ку­да у рус­ских пре­тен­зия на то, что они за­го­во­рят сра­зу?» Они и за­го­во­ри­ли, и – что уди­ви­тель­но – не прос­то сра­зу, но сра­зу о пос­лед­нем. Уди­ви­тель­нее все­го, впро­чем, то, что, за­го­во­рив так, они да­же не за­ме­ти­ли сво­е­го от­су­т­ствия, то­го, что их нет, не во­об­ще нет, а по­ка нет – в том же точ­но смыс­ле, в ка­ком нет бу­ду­ще­го, за­га­дан­но­го, еще не свер­шив­ше­го­ся… Не то что­бы рус­ская ис­то­рия на­ча­лась с Пет­ра; прос­то та, до­пет­ро­вс­кая, зна­ла о се­бе как ис­то­рии не боль­ше, чем Жур­ден о том, что го­во­рит про­зой («лис­том бе­лой бу­ма­ги» наз­вал её Ча­ада­ев). С Пет­ра, ко­неч­но, на­чи­на­ет­ся не ис­то­рия Рос­сии, а шум­но обс­тав­лен­ное про­буж­де­ние её в ис­то­рию, по су­ти, всё тот же про­дол­жа­ю­щий­ся сон с пе­ре­во­ра­чи­ва­ни­ем с од­но­го, та­та­ро-мон­гольс­ко­го, бо­ка на дру­гой, ев­ро­пейс­кий, бок, пос­ле че­го ес­те­ст­вен­но ме­ня­ет­ся и то­пи­ка сно­ви­де­ний, в ко­то­рых роль вос­пи­та­те­ля и опе­ку­на пе­ре­хо­дит от свя­щен­ни­ка к бра­доб­рею. На­вер­ное, мож­но бы­ло бы го­во­рить о сво­е­го ро­да на­силь­ствен­ном «кре­ще­нии» в ци­ви­ли­за­цию, ког­да про­хо­жих от­лав­ли­ва­ли на ули­цах, ста­ви­ли на ко­ле­ни и стриг­ли при­мер­но в том же ре­жи­ме, в ка­ком их пред­ков за­го­ня­ли в ре­ку. Из­ве­ст­но, что до­хо­ди­ло до мя­те­жей и вос­ста­ний, ко­то­рые бес­по­щад­но по­дав­ля­лись, но не ина­че обс­то­я­ло и с дру­ги­ми ре­фор­ма­ми влюб­лен­но­го в Ев­ро­пу ца­ря. Нуж­но бы­ло за­ши­бить все кег­ли тра­ди­ции од­ним ша­ро­вым уда­ром го­су­да­р­ствен­ной во­ли, и един­ствен­ное, на что при­хо­ди­лось рас­счи­ты­вать, бы­ли тем­пы, бес­ша­баш­ная ста­ха­нов­щи­на юной ду­ши, взяв­шей­ся за счи­тан­ные де­ся­ти­ле­тия прос­ко­чить экс­тер­ном че­рез ев­ро­пейс­кое ты­ся­че­ле­тие. «И ка­кой же рус­ский не лю­бит быст­рой ез­ды? Его ли ду­ше, стре­мя­щей­ся зак­ру­жить­ся, за­гу­лять­ся, ска­зать иног­да: “Чёрт по­бе­ри всё!” – его ли ду­ше не лю­бить её? Её ли не лю­бить, ког­да в ней слы­шит­ся что-то вос­тор­жен­но-чуд­ное? Ка­жись, не­ве­до­мая си­ла подх­ва­ти­ла те­бя на кры­ло к се­бе, и сам ле­тишь, и всё ле­тит: ле­тят вёрс­ты, ле­тят навстре­чу куп­цы на об­луч­ках сво­их ки­би­ток, ле­тит с обе­их сто­рон лес с тём­ны­ми стро­я­ми елей и со­сен, с то­пор­ным сту­ком и во­ронь­им кри­ком, ле­тит вся до­ро­га не­весть ку­да в про­па­да­ю­щую даль, и что-то страш­ное зак­лю­че­но в сём быст­ром мель­канье, где не ус­пе­ва­ет оз­на­чить­ся про­па­да­ю­щий пред­мет, – толь­ко не­бо над го­ло­вою, да лёг­кие ту­чи, да про­ди­ра­ю­щий­ся ме­сяц од­ни ка­жут­ся не­движ­ны» (Го­голь). Вдруг вы­яс­ни­лось, что до­ро­га ле­тит не не­весть ку­да в про­па­да­ю­щую даль, а по за­ра­нее за­дан­но­му кур­су: дог­нать и пе­рег­нать. В этом «дог­нать и пе­рег­нать» явствен­но оз­на­че­на ре­аль­ность на­ци­о­наль­но­го кон­сен­су­са, по­верх и по­ми­мо вся­ко­го ро­да иде­о­ло­ги­чес­ких прог­рамм и ми­мик­рий. Сна­ча­ла об­го­ня­ли Ев­ро­пу по кво­те рож­да­е­мос­ти собствен­ных Пла­то­нов и быст­рых ра­зу­мом Нев­то­нов. По­том Аме­ри­ку по про­из­во­д­ству мя­са, мо­ло­ка и мас­ла. И уже сов­сем не­дав­но ту и дру­гую – за 500 дней. Эти 500 дней по­ни­ма­ют пра­виль­но, ког­да ос­мыс­ля­ют их в кон­те­кс­те не со­ци­аль­ных ре­форм, а вол­шеб­ных ска­зок, по­то­му что ес­ли здесь и уда­лось что-то дог­нать и пе­рег­нать, так это не ры­ноч­ную эко­но­ми­ку, а ты­ся­ча и од­ну ночь под де­ви­зом: «Мы рож­де­ны, чтоб сказ­ку сде­лать былью». Ес­ли конк­рет­но: арабс­кую сказ­ку – рос­сийс­кой былью. Ра­зу­ме­ет­ся, с уче­том «прав граж­дан на луч­шую, бо­лее дос­той­ную жизнь».

 

2

Мож­но пред­по­ло­жить (или до­га­дать­ся), что в на­ча­ле Рос­сии, а зна­чит, до неё са­мой, бы­ла её ли­те­ра­ту­ра. И ещё мож­но пред­по­ло­жить, что не­бы­ва­лая ге­ни­аль­ность, нес­рав­ни­мость этой ли­те­ра­ту­ры не в пос­лед­нюю оче­редь оп­ре­де­ля­лась её не­ве­де­ни­ем собствен­ной – па­ра­ли­те­ра­тур­ной – ро­ли, в ка­ко­вую её вог­на­ли аб­со­лют­но иде­о­ло­ги­зи­ро­ван­ные кри­ти­ки (вро­де Ме­реж­ко­вс­ко­го) и без ка­ко­вой её пос­ле это­го не­воз­мож­но ста­ло восп­ри­ни­мать. Ей прос­то наз­на­чи­ли быть боль­ше, чем она са­ма, рас­ши­рив её до фи­ло­со­фии, бо­гос­ло­вия, жиз­ни и да­же учеб­ни­ка жиз­ни, пос­ле че­го ей в куль­тур­ном Бе­де­ке­ре бы­ло от­ве­де­но при­мер­но то же мес­то, что и Зо­ло­то­му коль­цу в Бе­де­ке­ре ту­рис­ти­чес­ком. В ре­зуль­та­те круг поз­на­ний ев­ро­пей­цев о Рос­сии су­ще­ст­вен­но рас­ши­рил­ся с са­мо­ва­ра и бли­нов до Дос­то­е­вс­ко­го и «за­га­доч­ной рус­ской ду­ши», но ху­же все­го бы­ло да­же не это, а то, что в за­га­доч­ность по­ве­ри­ли не толь­ко ту­рис­ты, но и са­ми ав­тох­то­ны, по­ве­рив же, ста­ли убеж­дать се­бя и дру­гих, что они со все­ми сво­и­ми апо­ка­лип­ти­чес­ки­ми подъ­ё­ма­ми и спа­да­ми тем­пе­ра­тур бли­же к прав­де и Бо­гу, чем тёп­лая и вып­лё­вы­ва­е­мая Ев­ро­па. То есть в ду­шу сна­ча­ла вло­жи­ли за­га­доч­ность, а пос­ле ста­ли рав­нять на неё бук­валь­но всё: пос­туп­ки, судь­бы, жизнь, по­то­му что как же и жить ина­че, ког­да за­га­доч­но «нут­ро».



Комментарии  

 
-3 #2 Александр Эйст 07.04.2013 18:48
Смешно. Остроумно. Это - вся польза.
Полезность статьи не возвышается над просто полезностью зрелища, рекреации измученного стрессами сознания.
Вред в том, что пропагандирует пассивное хаяние власти, сидя и ничего практического не делая для реальности!
А задача перед нами стоит немалая: создавать жизнеспособные отношения людей независимо от государства, которе нам эти отношения никода не создаст! Надо самим!
Цитировать
 
 
+5 #1 Тьотя 12.10.2012 19:58
Как всегда очень глубоко и внятно. Много созвучных мыслей о либерализме и демократии у Бердяева в "Философии неравенства", а Карен Араевич его не очень чтит. Хотелось бы услышать его оценку ситуации в Украине.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 781 гостей онлайн