Для оздоровления бизнес-сообщества необходим неподкупный авторитетный
госаппарат, который может существовать, только опираясь на общество,
следующее нормам этики и права. Но криминализованные элита и средний класс
непрерывно воспроизводят аномию всех слоев общества и коррупцию чиновников.
Понятно, что криминализованная рыночная экономика породила криминализованное рыночное общество. В этом социолог-криминалист Владимир Кривошеев видит необычность нашей реформы: «Специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Криминализация общества – это такая форма аномии, когда исчезает сама возможность различения социально позитивного и негативного поведения, действия. Роль среднего класса в наших условиях фактически играют определенные группы преступного социального мира. Традиционные группы, из которых складывается средний слой (массовая интеллигенция, верхние слои других групп наемного труда и т.д.), в российском обществе ни по своему статусному, ни по своему материальному положению не могут претендовать на позицию в нем».
Это ситуация порочного круга. Для оздоровления бизнес-сообщества необходим неподкупный авторитетный госаппарат, который может существовать, только опираясь на общество, следующее нормам этики и права. Но криминализованные элита и средний класс непрерывно воспроизводят аномию всех слоев общества и коррупцию чиновников. В России не действует успокаивающий постулат, что «рыба гниет с головы», она у нас сгнила в единстве и борьбе противоположностей – власти и массы. И нет у нас катакомб, где бы можно было вырастить когорту благородных подвижников, которые бы прошли по России, неся ворам и мздоимцам «не мир, но меч». Значит, радикально разорвать порочный круг в обозримом будущем не удастся, надо вести позиционную войну.
Кажется, легче начать с лечения родовой травмы бизнес-сообщества. В этой терапии власть, при всех претензиях к ней, получит поддержку населения. Нынешнее бизнес-сообщество не обрело легитимности. Наоборот, оно противопоставило себя населению «как класс», а не как личности. Вот вывод психиатра, заместителя директора Государственного научного центра клинической и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Юрия Александровского: «Переживания личного опыта каждого человека сформировали общую картину общественного неблагополучия. Развиваются чувство неудовлетворенности, опустошенности, постоянной усталости, тягостное ощущение того, что происходит что-то неладное. Люди видят и с трудом переносят усиливающиеся жестокость и хамство сильных».
На какую консолидацию, на какой рывок можно надеяться в обществе, где «люди видят и с трудом переносят усиливающиеся жестокость и хамство сильных»?! В таком обществе нельзя жить, можно только стиснуть зубы и пережить бедствие. Население демонстрирует поразительную стойкость, но на следующие двадцать лет ее не хватит – надо начинать терапию. Она будет полезна всем слоям и группам.
Вернемся к истокам этой беды. Современное индустриальное общество, выходя из традиционного – аграрного, – выращивало сообщество предпринимателей на жесткой ценностной основе, выработанной в конкретной национальной культуре. Максом Вебером прекрасно описан процесс становления западного капитализма на матрице протестантской этики. Здесь создание и развитие предприятия считалось формой служения Богу, а нажива – признаком успеха в этом служении. Доход, полученный, как выражался Салтыков-Щедрин, «не без кровопивства», не прожирался и не проматывался на покупку яхт, а инвестировался в производство и науку.
Через полвека после Вебера в Японии наработали собственный опыт выращивания конфуцианского капитализма. Капитализма, очень непохожего на западный – не с рынком труда, а с «рынком верности». Император собрал молодых самураев и послал в Европу учиться на предпринимателей, чтобы они вернулись и создали предприятия, которые сделали бы Японию державой, способной устоять против экспансии Запада. Сразу были заданы и этические принципы социального уклада предприятий, отношений между предпринимателями, инженерами и рабочими.
Русское предпринимательство, поднявшееся на деньги государства и общин старообрядцев, впало в кризис из-за вторжения западного капитала, который навязывал нормы периферийного капитализма. Поэтому расцвет нашей деловой активности пришелся уже на советское время. Он произошел на основе советской этики и социального уклада. Все большие программы (например, атомная, предложенная Владимиром Вернадским еще в 1910-м, но начатая в 1918-м) были задуманы и реализованы именно предпринимателями в лучшем смысле этого слова, хотя они и не набивали свои карманы.