PDF Печать
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
20.05.2012 00:00

 


Витторио Реджианини. Сценка из буржуазной жизни. 1902

Мы навсегда опоздали в буржуазность, исходящую из отдельного индивида и уже
в силу этой отдельности вынужденного веками опираться на принцип прав
и правил. Даже для постсоветского сообщества правовой императив будет
иметь силу только тогда, когда он будет произрастать в культуре новым
этическим отношением.

Так что се­год­няш­ний ин­те­рес к со­ве­тс­ко­му – это ско­рее по­пыт­ка «на­вес­ти мос­ты», но не толь­ко из нас­то­я­ще­го в прош­лое, но и из бу­ду­ще­го в нас­то­я­щее.

В лю­бом слу­чае проб­ле­ма об­ре­те­ния ис­то­ри­чес­кой перс­пек­ти­вы – та­кой, ко­то­рая бы­ла бы че­ло­ве­ку «на вы­рост», – се­год­ня од­на из ак­ту­аль­ней­ших на по­ве­ст­ке дня.

Се­год­ня но­вые со­ци­аль­ные дви­же­ния, ох­ва­тив­шие поч­ти весь За­пад, пы­та­ют­ся обоз­на­чить хо­тя бы ре­пер­ные точ­ки но­вой ис­то­ри­чес­кой перс­пек­ти­вы, в то вре­мя как его по­ли­ти­чес­кий ис­теб­лиш­мент вмес­то это­го про­дол­жа­ет и даль­ше фе­ти­ши­зи­ро­вать дик­та­ту­ру пра­вил от­чуж­ден­но­го бы­тия и че­ло­ве­ка, и куль­ту­ры, и при­ро­ды.

И вот в этой кри­зис­ной си­ту­а­ции по­ли­ти­чес­кий ис­теб­лиш­мент не ме­нее кри­зис­ной Рос­сии пы­та­ет­ся уп­ро­чить свои свя­зи с За­па­дом, но не с те­ми его об­ще­ст­вен­ны­ми тен­ден­ци­я­ми, ко­то­рые свя­за­ны с по­ис­ком аль­тер­на­тив гло­ба­ли­за­ции от­чуж­де­ния, а с той по­ли­ти­чес­кой инс­ти­ту­ци­ей, ко­то­рая, нес­мот­ря на свою ис­то­ри­чес­кую ис­чер­пан­ность, про­дол­жа­ет и даль­ше нас­та­и­вать на сво­ем до­ми­ни­ро­ва­нии. Нас­коль­ко про­дук­тив­ной для на­ро­дов и Рос­сии, и За­па­да мо­жет быть та­кая ин­тег­ра­ция, ко­то­рая все силь­нее и силь­нее вов­ле­ка­ет и лю­дей, и куль­ту­ру в смер­тель­ную во­рон­ку жест­кой кон­ку­ре­нт­ной борь­бы за ге­о­по­ли­ти­чес­кое до­ми­ни­ро­ва­ние?

Мо­жет быть, Рос­сии зак­рыть­ся от За­па­да? Но ведь прин­цип все­мир­нос­ти был од­ним из не­су­щих ос­то­вов трех дос­то­я­ний Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за – ре­во­лю­ции, куль­ту­ры и про­ти­вос­то­я­ния фа­шиз­му. Имен­но в этих трех вза­и­мос­вя­зан­ных ипос­та­сях со­ве­тс­ко­го нас­ле­дия как раз и рож­да­лось ве­ли­кое брат­ство на­ро­дов не толь­ко на­шей стра­ны, но – что осо­бен­но важ­но – ми­ра в це­лом. Без раз­ви­тия это­го нас­ле­дия нель­зя го­во­рить и о перс­пек­ти­вах раз­ви­тия Рос­сии.

Кро­ме то­го, пе­ред Рос­си­ей сто­ит еще од­на важ­ней­шая проб­ле­ма – на ка­кой ос­но­ве раз­ви­вать от­но­ше­ния с ее вче­раш­ни­ми брать­я­ми по Со­ве­тс­ко­му Со­ю­зу или се­год­няш­ни­ми пог­ра­нич­ны­ми со­се­дя­ми? На ос­но­ве сво­е­го прош­ло­го ис­то­ри­чес­ко­го родства? Но как тог­да быть с жес­то­чай­ши­ми за­ко­на­ми ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции, ле­жа­щей в ос­но­ве ли­бе­раль­ной мо­де­ли гло­ба­ли­за­ции, то­таль­но ут­вер­див­шей се­бя на всем пост­со­ве­тс­ком прост­ра­н­стве?

И, на­ко­нец, ед­ва ли не са­мый слож­ный воп­рос – на ка­кой ос­но­ве выст­ра­и­вать от­но­ше­ния меж­ду раз­ны­ми на­ро­да­ми с их раз­ны­ми куль­ту­ра­ми, ре­ли­ги­я­ми, тра­ди­ци­я­ми, обы­ча­я­ми уже внут­ри Рос­сии? На ос­но­ве ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых све­то­фо­ров? Но мож­но уже с уве­рен­ностью ска­зать – это не по­лу­чит­ся! Мы нав­сег­да опоз­да­ли в бур­жу­аз­ность, ис­хо­дя­щую из от­дель­но­го ин­ди­ви­да и уже в си­лу этой от­дель­нос­ти вы­нуж­ден­но­го ве­ка­ми опи­рать­ся на прин­цип прав и пра­вил. Да­же для пост­со­ве­тс­ко­го со­об­ще­ст­ва пра­во­вой им­пе­ра­тив бу­дет иметь си­лу толь­ко тог­да, ког­да он бу­дет про­из­рас­тать в куль­ту­ре но­вым эти­чес­ким от­но­ше­ни­ем. Вне это­го ос­та­ет­ся лишь при­нуж­де­ние, ко­то­рое се­год­ня вме­ня­ет­ся в фор­ме пра­во­во­го фе­ти­шиз­ма.

Имен­но на этом пу­ти и про­ис­хо­дит се­год­ня гло­ба­ли­за­ция от­чуж­де­ния, ко­то­рая, с од­ной сто­ро­ны, свя­зы­ва­ет проб­ле­мы в еди­ную цепь (мир – За­пад – пост­со­ве­тс­кое прост­ра­н­ство – Рос­сия). И ре­ше­ние каж­дой из них, в том чис­ле и проб­ле­мы Рос­сии, вне всей этой связ­ки в це­лом – не­воз­мож­но.



Обновлено 31.10.2012 23:19
 

Комментарии  

 
0 #4 Вячеслав 15.12.2012 11:46
В завершение: деятельностная культура закладывает в индивид «сущностные» человеческие свойства, позволяет ему на их основе существовать как человек, при этом совершенствоват ься, развиваться в них, неся в социальный мир добродетель и не «отчуждаться». Она является необходимой альтернативой культуре, основанной на неуемной алчности силе подавления. (Об основах деятельностной жизни людей см. также: www.zemstvo-kurs.ru Земское обозрение. Раздел среда обитания, статья «Чувство общей судьбы»).
 
 
0 #3 Вячеслав 15.12.2012 11:45
Взрослые члены социумов, осуществляя целесообразную деятельность, действовали в последовательно сти, осознавая потребность, представляя удовлетворяющий ся предмет (цель), сферу его добычи, осуществляя поиск, мобилизацию и применение средств, адекватных условиям достижения цели, проявляя, при всем при этом, творчество. К природной среде с целью удовлетворения потребностей все имели свободный доступ, а применяемые в деятельности средства принадлежали общинам.
Молодые поколения социализировали сь в посильном участии в делах взрослых: приобретали знания, умения и навыки осуществления целесообразной деятельности, причем настолько полно и гармонично, насколько позволяли задатки способностей каждого.
В социальных образованиях люди были нравственными, солидарными, с природой были в гармоничных отношениях.
 
 
0 #2 Вячеслав 15.12.2012 11:44
Уважаемая Людмила Алексеевна!
На нашей планете с позднепервобытн ых времен по настоящий день в социальной жизни безраздельно господствует культура доминирующего, паразитирующего меньшинства – «работая на работодателя». Совершенно очевидно, её логикой, содержанием человеческая жизнь, её прародительница и содержательница – биосфера, обречены.
Между тем бытие людское изначально основывалось на деятельностной культуре, поскольку животные предки людей в антропосоциоген езе способом удовлетворения своих потребностей освоили целесообразную деятельность. При этом они, приобретя анатомию и физиологию человека, социальность, в свой новый мир вошли (причем все равно) субъектами целесообразной деятельности.
 
 
0 #1 Гарри Сабуров 06.06.2012 09:43
Поздравляю всех с днем рождения Пушкина! Сегодня, 6 июня 2012 г., с особым прискорбием прочитал материал мадам Л. Булавки. Т.к ее текст - открытое свидетельство того, что Россия умирает. Наша страна умирает потому, что всё ее пространство заражено безликими и бессмысленными потоками псевдо-интеллектуальны х поисков. Весь опус мадам Булавки, по сути, сводится к последнему абзацу: "... И без всего этого никогда бы не появился фильм Григория Александрова «Цирк», ставший художественным символом культурно­го диалога представителей разных народов. И самое главное – диалога по поводу Человека". Можно было сказать об этом на русском языке - а не на вымученном псевдо-научном "волапюке".
Если наша страна продолжит "генерировать" монстров в духе Булавки - история России "свернётся" еще скорее, чем прогнозируется.
 
Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 г. При полном или частичном использовании материалов ссылка
на «Развитие и экономика» обязательна.
Яндекс.Метрика
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ