Уильям Блейк. Ньютон. 1795
Креативное общество основано на иной базовой экономической модели,
нежели современное. Первичным становится не акт потребления, а акт
создания нового.
Это и «дикая карта», и необходимость. Прорыв многомерной виртуальной истории в актуальный мир, внезапная реализация скрытых избыточных возможностей требует людей титанического склада. Первейшая технология, ведущая в этот мир, – технология производства таких людей. Примеры тоже извлекаются из истории «диких карт».
Одна из «диких карт», которая явно должна выпасть (и которая иногда выпадала в истории), – демографическая проблема. Она может быть решена созданием института «государевых детей», «новых янычар», когда государство берет на себя ответственность за воспроизводство определенного сегмента населения, его воспитание и образование. Грубые технологии такого воспроизводства (вплоть до суррогатного материнства) существуют (компромиссные варианты в наших СМИ предлагались Виталием Третьяковым и Игорем Бестужевым-Ладой). Однако проблема упирается в отсутствие технологий полноценного внесемейного воспитания, хотя исторические аналоги имеются – Спарта, корпус янычар. У этого подхода есть плюсы – решается проблема стимуляции пассионарности (в конце концов, пассионарность – не столько генетически заданный, сколько культурный феномен). Но есть и опасности: в условиях преобладания средств контроля это начинание через поколение впишется в систему контроля не только настоящего, но и будущего, исключая появление новых «диких карт».
Исторические аналоги возникали в других условиях, и реализация обнаруженной «дикой карты» требует многих новых компонентов. Так, контроль и управление столь сложными и неоднозначными процессами требуют и определенного культурного статуса управляющей системы, своего рода метауровня, иначе возможны злоупотребления и срыв культурогенеза как такового. Такой метауровень необходим и для противостояния давлению со стороны международной среды, которая может негативно отнестись к столь неожиданному решению проблемы по нескольким причинам: ассоциации с гитлеровским проектом «Лебенсборн», противоречия с принципом мультикультурализма и т.д.
Новый волюнтаризм
Когда родившаяся естественным путем нация близка к гибели, ее следует воссоздать волей. Парадокс: движение вглубь сознания, освобождение от культурной обусловленности ведет к воссозданию и поддержанию национальной жизни, но уже в новом контексте – нация обретает не только жизнь, но и волю.
Когда родившаяся естественным путем нация близка к гибели,
ее следует воссоздать волей.
Творческая элита всегда подозрительна для классического национализма – создавая новое, она преобразует старые формы. Но приходит время кризиса, и для выживания становится важным именно нечто невиданное и неслыханное. Осознание этого факта ведет к пониманию того, что главным ресурсом цивилизации является ее волевой и творческий ресурс. А это означает, что ценности воли должны стать ведущей темой тех, кто хочет успешно пройти сквозь кризис.