Однако следует сразу и прямо указать, что приведенные прогнозные показатели и, более того, вся идеология евразийской интеграции, из которой они вытекают, не учитывают возможные негативные сценарии развития глобальной финансово-экономической ситуации. Даже если так называемая вторая волна кризиса в 2013–2014 годах окажется лишь незначительно сильнее рецессии 2008–2009 годов (хотя оснований для таких оптимистичных прогнозов просто нет), то и в этом случае 2014 и 2015 годы для стран Таможенного союза окажутся нелегкими. Произойдет резкое снижение промышленного производства, катастрофически упадет качество жизни населения, вырастет безработица. Остановить в этих условиях волну локального протекционизма будет просто невозможно, а политическое влияние внешних по отношению к ЕЭП потребителей продукции трех стран может оказаться более существенным, чем влияние союзного руководства. Если при этом недоступными для оперативного использования окажутся номинированные в иностранных ценных бумагах российские резервные фонды либо, что вероятней всего, их размера не хватит для смягчения последствий коллапса во всех трех странах на протяжении более-менее длительного времени, то евразийская интеграция может очень быстро смениться новой волной дезинтеграции и распада. Иными словами, в экономическом смысле наши экономики в их наличном состоянии – что вместе, что по отдельности – не способны к выживанию в условиях катастрофы 2014 года.
Мир стремительно приближается к полномасштабному глобальному
финансово-экономическому коллапсу – катастрофе 2014 года. При этом
прогнозные показатели и вся идеология евразийской интеграции,
из которой они вытекают, не учитывают возможные негативные
сценарии развития глобальной финансово-экономической ситуации.
Показателен и другой аспект проблемы. В настоящее время под руководством Ярослава Кузьминова и Владимира Мау практически закончена разработка обновленной Стратегии-2020, она называется «Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика». Это очень важный документ с символическим названием, потому что в нем нанятые правительством эксперты предлагают ультралиберальный, ультрашоковый сценарий реформирования российской экономики и особенно ее социальной сферы. Трудно себе представить, как отреагирует российское население на серьезные попытки реализовать написанное в этой стратегии, но можно не сомневаться, что в Беларуси, сохранившей высокие стандарты социального государства, и в Казахстане, где в целом население уже успело вновь привыкнуть к относительной социальной защищенности, следствием принятия подобных рекомендаций однозначно будет политическая дестабилизация. Понятно, что Беларусь и Казахстан не обязаны перенимать эту модель. Но очевидно и то, что совсем игнорировать такой антисоциальный курс, если его примет Россия, они тоже не смогут.
Можно назвать и другие угрозы евразийской интеграции. В Казахстане, например, высказывается много скептических мнений в отношении Таможенного союза и ЕЭП. Это связано и с общим повышением для Казахстана таможенных тарифов в сравнении с ранее существовавшим уровнем, и с вытекающим из этого процесса ростом цен, и с ликвидацией или сужением некоторых возможностей реэкспорта китайской продукции. Остаются очень серьезные вопросы по унификации НДС в трех странах-участницах Таможенного союза, не отлажена система таможенного декларирования.
Предполагать, что при устранении межстрановых барьеров
автоматически, в силу действия «невидимой руки рынка»,
начнут создаваться новые производства и появится новое
общественное богатство, по меньшей мере, наивно.
Кооперационные цепочки, оборвавшиеся в 1991 году, были по большей части утеряны окончательно и безвозвратно. Безусловно, при создании ЕЭП и Евразийского союза условия функционирования сохранившихся кооперационных цепочек улучшатся. Но предполагать, что при устранении межстрановых барьеров автоматически, в силу действия «невидимой руки рынка», начнут создаваться новые производства и появится новое общественное богатство, по меньшей мере, наивно.
Формула реинтеграции: восстановить цивилизационное единство и создать новую экономику развития (принцип соразвития)
Восстанавливать связи и реинтегрировать в экономическом смысле на постсоветском пространстве уже почти нечего. Реальной ценностью, которая еще не уничтожена и которую надо именно восстанавливать – хотя бы и на новых основаниях, – является цивилизационное единство постсоветского пространства. А вот экономику нам надо, по сути, выстраивать заново, создавать новую экономику – экономику развития.
Реинтегрировать в экономическом смысле на постсоветском
пространстве уже почти нечего. Правильная формула
евразийской интеграции: восстановить цивилизационное
единство без утраты национальных суверенитетов
и создать новую совместную экономику развития.
Поэтому правильная и точная в методологическом и даже методическом плане формула евразийской интеграции: восстановить цивилизационное единство без утраты национальных суверенитетов и создать новую совместную экономику развития.
Отталкиваясь от такого подхода, можно определить и главный принцип евразийской интеграции – принцип соразвития, идею которого Движение Развития выдвинуло и обсуждает с 2006 года. Принцип соразвития означает, что интеграция двух или большего числа стран должна осуществляться за счет реализации общих для них проектов развития и создания нового общественного богатства и сверхстоимости, а не на основе перераспределения уже имеющихся благ и источников богатства. Иными словами в здании единого интеграционного образования надо начинать не с дележа имеющейся жилплощади, а со строительства нового – совместного – «верхнего» этажа, участие в котором и должно задавать действительный формат интеграции в целом, в том числе – принципы аккумуляции в интеграционном образовании уже имеющихся у стран ресурсов.