Понедельник, 24 Июля, 2017
   
(5 голоса, среднее 5.00 из 5)


Никола Пуссен. Танец под музыку времени. 1636

Мысли вслух о Евразийском союзе
С. Хатунцев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 44

С.В. Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»

Од­ним из са­мых за­мет­ных трен­дов на­ше­го вре­ме­ни яв­ля­ет­ся тен­ден­ция к фор­ми­ро­ва­нию раз­лич­но­го ро­да меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, в част­нос­ти – ре­ги­о­наль­ных и над­ре­ги­о­наль­ных тор­го­во-эко­но­ми­чес­ких объ­е­ди­не­ний, «по­ли­ти­чес­ких клу­бов» и т.д. Это Ев­ро­со­юз (ЕС) и Ев­ро­пейс­кая ас­со­ци­а­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (ЕАСТ) в Ста­ром Све­те, се­ве­ро­а­ме­ри­ка­нс­кая НАФ­ТА, УНА­СУР (а так­же МЕР­КО­СУР и Андское со­об­ще­ст­во) в Юж­ной Аме­ри­ке, АСЕ­АН в Юго-Вос­точ­ной Азии, Со­вет сот­руд­ни­че­ст­ва арабс­ких го­су­дарств Пер­си­дс­ко­го за­ли­ва (ССАГПС), Аф­ри­ка­нс­кий со­юз (АС), Ас­со­ци­а­ция ре­ги­о­наль­но­го сот­руд­ни­че­ст­ва стран Юж­ной Азии (СА­АРК) и мно­же­ст­во дру­гих. Нап­ри­мер, Бо­ли­ва­ри­а­нс­кий со­юз не­ко­то­рых стран Юж­ной Аме­ри­ки и Ка­ри­бс­ко­го бас­сей­на.

В том же ря­ду на­хо­дит­ся и действу­ю­щий ны­не Та­мо­жен­ный со­юз Рос­сии, Ка­за­хс­та­на и Бе­ло­рус­сии, вы­рос­ший из Ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС) и прев­ра­ща­ю­щий­ся ны­не в Еди­ное эко­но­ми­чес­кое прост­ра­н­ство, ко­то­рое, в свою оче­редь, со вре­ме­нем мо­жет «до­рас­ти» до Ев­ра­зийс­ко­го (эко­но­ми­чес­ко­го) со­ю­за.

В свя­зи с этим воз­ни­ка­ют впол­не ре­зон­ные воп­ро­сы – ка­ко­вы перс­пек­ти­вы это­го Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, ка­ким он мо­жет или же дол­жен быть (нап­ри­мер, где луч­ше все­го рас­по­ло­жить его ру­бе­жи, ка­ко­вы его оп­ти­маль­ные тер­ри­то­ри­аль­ные па­ра­мет­ры)?

Евразийский союз, как и остальные проекты евразийской интеграции,
является проектом цивилизационным. В отдаленной перспективе он
может привести к созданию государства-цивилизации с конфедеративным
или даже с федеративным устройством – равно как и Евросоюз.
Успешными оба эти проекта могут быть лишь в том случае, если
объединят народы и территории, обладающие цивилизационной идентичностью.

Но сна­ча­ла нем­но­го ис­то­рии. Сло­во­со­че­та­ние «Ев­ра­зийс­кий со­юз» от­сы­ла­ет к ев­ра­зий­ству – те­че­нию об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кой мыс­ли, сло­жив­ше­му­ся в сре­де рус­ской эмиг­ра­ции в 20–30-х го­дах прош­ло­го ве­ка. Круп­ней­шие предс­та­ви­те­ли ев­ра­зий­ства – линг­вист и фи­ло­соф Ни­ко­лай Тру­бец­кой, ге­ог­раф Петр Са­виц­кий, ис­то­рик Ге­ор­гий Вер­на­дс­кий, пра­во­вед Ни­ко­лай Алек­се­ев. Суть ев­ра­зий­ства сво­ди­лось к ут­ве­рж­де­нию, что Рос­сия предс­тав­ля­ет со­бой осо­бую ци­ви­ли­за­цию, на­хо­дя­щу­ю­ся меж­ду Вос­то­ком и За­па­дом и яв­ля­ю­щу­ю­ся сво­е­об­раз­ным «мос­том» меж­ду ни­ми. Этот мир ев­ра­зий­цы на­зы­ва­ли Рос­сия-Ев­ра­зия. Пред­те­чей ев­ра­зий­ства мож­но счи­тать – впро­чем, кос­вен­но и ско­рее в от­ри­ца­тель­ном смыс­ле – очень не­од­ноз­нач­но­го мыс­ли­те­ля Пет­ра Ча­ада­е­ва, ко­то­рый от идеи, что Рос­сия не при­над­ле­жит ни к Вос­то­ку, ни к За­па­ду, на скло­не лет приб­ли­зил­ся к мыс­ли, что она яв­ля­ет­ся осо­бым, са­мос­то­я­тель­ным куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ким ми­ром. Ев­ра­зий­цы свя­за­ны со сла­вя­но­фильс­том и не­ос­ла­вя­но­филь­ством, в част­нос­ти, с Ни­ко­ла­ем Да­ни­ле­вс­ким, го­во­рив­шим об «осо­бос­ти» Рос­сии и от­ли­чии ее от Ев­ро­пы, с та­ла­нт­ли­вым кон­сер­ва­тив­ным пуб­ли­цис­том Конс­тан­ти­ном Ле­онть­е­вым, а так­же с круп­ным ис­то­ри­ком-сла­вис­том Вла­ди­ми­ром Ла­ма­нс­ким. Пос­лед­не­го мож­но бы­ло бы наз­вать не­пос­ре­д­ствен­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком это­го об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ко­го уче­ния, как, впро­чем, и приб­ли­жен­но­го к прес­то­лу из­да­те­ля и жур­на­лис­та Эс­пе­ра Ух­то­мс­ко­го. В сов­ре­мен­ной Рос­сии ев­ра­зий­ство из­ве­ст­но преж­де все­го бла­го­да­ря тру­дам Ль­ва Гу­ми­ле­ва и Алек­са­нд­ра Ду­ги­на. Прак­ти­чес­ко­го воп­ло­ще­ния ев­ра­зийс­ких идей – в ви­де ин­тег­ра­ции го­су­дарств, об­ра­зо­вав­ших­ся пос­ле рас­па­да СССР, – с на­ча­ла 1990-х го­дов до­би­ва­ет­ся бес­смен­ный ли­дер Ка­за­хс­та­на Нур­сул­тан На­зар­ба­ев.



Комментарии  

 
+2 #2 Алексей 11.06.2013 13:13
Вопросы может вызвать тезис Станислава Хатунцева о переносе столицы на Урал. Но идея смещения центра силы уже давно обсуждается, и в её пользу высказывались разные мыслители (напр. В.Л. Цымбурский, А.С. Панарин). Другое дело, что порой речь шла о переносе столицы в Сибирь или в Приморье (либо вообще эта идея вызывала критику). Но в контексте всей концепции Станислава Хатунцева, его идея создания столицы на Урале выглядит вполне убедительной и аргументированн ой.
Цитировать
 
 
+2 #1 Алексей 11.06.2013 13:11
Достоинство статьи в наличии определённой концепции которую Станислав Хатунцев разрабатывает в своих статьях. Исходя из этой концепции автор дал чёткое описание структуры евразийской цивилизации и возможный путь её возрождения (или воссоединения). Вполне оправдана мысль о поэтапности шагов в этом направлении: сразу возродить некогда единое цивилизационное пространство представляется не реальным, здесь нужна постепенная кропотливая работа. Можно согласиться и с теми трудностями, что автор указывает.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 775 гостей онлайн