Никола Пуссен. Танец под музыку времени. 1636
Мысли вслух о Евразийском союзе
С. Хатунцев
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 44
С.В. Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»
Одним из самых заметных трендов нашего времени является тенденция к формированию различного рода международных организаций, в частности – региональных и надрегиональных торгово-экономических объединений, «политических клубов» и т.д. Это Евросоюз (ЕС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в Старом Свете, североамериканская НАФТА, УНАСУР (а также МЕРКОСУР и Андское сообщество) в Южной Америке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПС), Африканский союз (АС), Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) и множество других. Например, Боливарианский союз некоторых стран Южной Америки и Карибского бассейна.
В том же ряду находится и действующий ныне Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, выросший из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и превращающийся ныне в Единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, со временем может «дорасти» до Евразийского (экономического) союза.
В связи с этим возникают вполне резонные вопросы – каковы перспективы этого Евразийского союза, каким он может или же должен быть (например, где лучше всего расположить его рубежи, каковы его оптимальные территориальные параметры)?
Евразийский союз, как и остальные проекты евразийской интеграции,
является проектом цивилизационным. В отдаленной перспективе он
может привести к созданию государства-цивилизации с конфедеративным
или даже с федеративным устройством – равно как и Евросоюз.
Успешными оба эти проекта могут быть лишь в том случае, если
объединят народы и территории, обладающие цивилизационной идентичностью.
Но сначала немного истории. Словосочетание «Евразийский союз» отсылает к евразийству – течению общественно-политической мысли, сложившемуся в среде русской эмиграции в 20–30-х годах прошлого века. Крупнейшие представители евразийства – лингвист и философ Николай Трубецкой, географ Петр Савицкий, историк Георгий Вернадский, правовед Николай Алексеев. Суть евразийства сводилось к утверждению, что Россия представляет собой особую цивилизацию, находящуюся между Востоком и Западом и являющуюся своеобразным «мостом» между ними. Этот мир евразийцы называли Россия-Евразия. Предтечей евразийства можно считать – впрочем, косвенно и скорее в отрицательном смысле – очень неоднозначного мыслителя Петра Чаадаева, который от идеи, что Россия не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, на склоне лет приблизился к мысли, что она является особым, самостоятельным культурно-историческим миром. СпинВин - космическое онлайн казино с бонус +100% на депозит за регистрацию Не упускай свой шанс, играй в СпинВин! Евразийцы связаны со славянофильстом и неославянофильством, в частности, с Николаем Данилевским, говорившим об «особости» России и отличии ее от Европы, с талантливым консервативным публицистом Константином Леонтьевым, а также с крупным историком-славистом Владимиром Ламанским. Последнего можно было бы назвать непосредственным предшественником этого общественно-политического учения, как, впрочем, и приближенного к престолу издателя и журналиста Эспера Ухтомского. В современной России евразийство известно прежде всего благодаря трудам Льва Гумилева и Александра Дугина. Практического воплощения евразийских идей – в виде интеграции государств, образовавшихся после распада СССР, – с начала 1990-х годов добивается бессменный лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев.