Пятница, 18 Августа, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

«Я думал лишь о чести и славе Франции…»
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №8, декабрь 2013, стр. 216

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

 

С апреля по октябрь по субботам и воскресеньям дважды в день – утром и вечером – в Версальском парке включают фонтаны. Это великолепное зрелище привлекает много народа, и тогда наполненность огромного парка людьми позволяет представить праздники двора Людовика XIV. На первом же из них, который назывался «Забавы заколдованного острова», в 1664 году были 600 гостей. По случаю заключения Аахенского мира в 1668 году – уже полторы тысячи, а к 1680 году в качестве долговременных гостей в Версале проживали 3000 дворян. В наши дни ежегодная посещаемость Версальского парка достигает 10 миллионов человек.

В этом году отмечается 400-летие со дня рождения гениального Андре Ленотра – автора этого шедевра, три с половиной века восхищающего людей.

Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже в семье потомственных садоводов. Его дед был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа, участие Пьера Ленотра в устройстве садов при дворце Тюильри зафиксировано в документах 1572 года. Отец – Жан Ленотр – сначала со своим отцом, потом самостоятельно – проектировал и строил сады королевских резиденций. Третий в династии – Андре Ленотр – по семейной традиции от младых ногтей работал с отцом и в 24 года получил из его рук должность главного садовника садов Тюильри. Молодой Андре Ленотр учился рядом и вместе с теми, с которыми будет сотрудничать долгие годы: рисунку, живописи и перспективе в художественной студии Симона Вуэ вместе с Шарлем Лебреном, архитектуре в мастерской Франсуа Мансара и, конечно, садово-парковому искусству у отца.

Глядя на список основных работ Андре Ленотра, видишь, что гений, о котором говорили «садовник короля и король садовников», был еще и невероятно трудолюбив: сад дворца Фонтенбло, парк дворца Во-ле-Виконт близ Мелёна, ансамбль Версальского парка, сады дворцов и замков Шантийи, Сен-Жермен-ан-Ле, Тюильри, Со, Пале-Рояль, Кланьи, Матиньон, Сен-Клу, Шуази ле Руа, Мёдон, Исси, Марли, аббатства Сен Мартен де Понтуаз, монастыря Сен Сир, а также план города Версаля со знаменитым трехлучием, проспект Елисейских полей, реконструкция и озеленение улиц в Париже. За пределами Франции Андре Ленотром созданы проекты Гринвичского парка в Лондоне, садов Виндзорского замка в Англии, садов замка Раккониджи, реконструкции садов в Венария Реале близ Турина в Италии, проекты и рекомендации по созданию садов дворца Шарлоттенбург и замка Кассель в Германии.

Труды Андре Ленотра получили заслуженное признание, он был возведен королем в дворянское достоинство, награжден орденами Святого Михаила и Святого Лазаря. Людовик XIV называл его «наш добрейший Ленотр» и позволял не покидать своего портшеза, рядом с которым король мог идти пешком, обсуждая с архитектором дальнейшее развитие своего любимого Версальского парка.

Версальский ансамбль восхищал современников и продолжает восхищать потомков как сконцентрированное в большом, но едином произведении яркое выражение великого стиля. Александр Бенуа писал: «Когда в нелюдный день выходишь на дворцовую эспланаду и перед глазами во все стороны раскрываются безграничные пространства, и все, что обнимает глаз, является одним стройным целым, одной исполинской архитектурой, то невольно каждый раз захватывает дух. <…> Версаль был предназначен для того, чтобы вещать о величии короля, но если вслушаться в его нашептывание, то легко различить нечто совершенно иное – символ веры о человеческом величии вообще, догму разлитой во всем мироздании красоты. <…> Версаль <…> поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества. <…> Версаль прекрасен спокойной красотой <…> он классичен, он дает посвященным особый душевный мир. <…> Мир необычайно стройный, уравновешенный, где, кажется, жизнь должна протекать в величавом покое, в достойных занятиях, в невозмутимой тишине, вдали от нужды, от распрей и суеты. Это истинный гигантский храм под открытым небом».

Не только Версаль – все большие и малые творения Андре Ленотра будут дарить радость восприятия художественных образов многим поколениям людей, давать высокий образец композиционного совершенства. Однако еще более важная часть наследия мастера – огромный и богатейший набор приемов, средств и методов архитектурно-ландшафтного формообразования, примененный в разных пространственных масштабах – от уходящих за горизонт восприятия до камерных композиций. В этом отношении его вклад в развитие ландшафтной архитектуры и градостроительства подобен разработке античными зодчими классического архитектурного ордера. Ведь к нему мировая архитектура обращается 25 веков – то с откровенностью Ренессанса, барокко и классицизма, то прячась в средневековую вуаль, то беззастенчиво – в эклектические периоды, то иронично – в эпоху Постмодерна. Архитектурно-ландшафтное проектирование три с половиной столетия благодарно пользуется щедрым творческим наследием Андре Ленотра, и нет сомнений в том, что будет пользоваться им и впредь.

Андре Ленотр жил в окруженном собственным садом доме у дворца Тюильри с женой Франсуазой Ланглуа. Он был богат и знатен, в то же время прост, доступен и благожелателен. Его ученики работали едва ли не во всех странах Европы, подобно главному архитектору Санкт-Петербурга, автору его генерального плана и «образцовых» домов Жану-Батисту Леблону. Вынесенные в заголовок слова Ленотра – творческое и человеческое кредо жизни замечательного мастера. Андре Ленотр умер 15 сентября 1700 года в Париже, прожив 87 прекрасных и плодотворных лет. Некоторое время спустя король написал следующее признание своего отношения к парку и тем самым к его автору:



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1092 гостей онлайн