Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Беспрецедентное место в истории прославления подвига Ивана Сусанина занимает гениальная опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» – именно так ее называл автор. Названия «Смерть за царя» и «Жизнь за царя» были предложены одним из министров двора уже во время репетиций весной 1836 года. Композитор сопротивлялся, но, в конце концов, согласился на «Жизнь», но не на «Смерть». Интересно, что в то время уже существовала и двадцать лет шла в петербургском Большом театре опера «Иван Сусанин», написанная дирижером и композитором Катерино Кавосом. Некоторое время после премьеры оперы Глинки в театре попеременно шли обе, причем Кавос дирижировал и той и другой.

Именно опера Глинки стала основным «информационным источником», на основании которого подавляющее большинство знает об Иване Сусанине и его подвиге. О том, что драматургия оперы, да и официальная версия не вполне соответствуют исторической реконструкции вероятных событий, писали многие. Особенно яростным критиком легенды об Иване Сусанине выступал историк Н.И. Костомаров, издевательски анализировавший разного рода несоответствия и домыслы официальной версии событий. Впрочем, версия Костомарова была ничуть не более обоснованной и достоверной, поскольку достоверных источников не существовало. Однако политическое, воспитательное значение и самой легенды, и оперы было – и остается до сих пор – столь значительным по своему воздействию, что все «поиски исторической правды» никому, в сущности, не нужны.

После революций 1917 года опера с таким названием идти не могла и не шла. Спустя годы возник замысел корректировки либретто. Причем простой перемены названия и возвращения исходного «Ивана Сусанина» было недостаточно. Была предпринята попытка изменить и само существо сюжета: Иван Сусанин совершает свой подвиг не ради спасения царя Михаила Романова, а ради спасения «гражданина Минина». Известный поэт С. Городецкий, которому было поручено написать новое либретто, весьма остроумно и квалифицированно заменил царя на гражданина во всех исторических эпизодах: Минин представлял реальную угрозу полякам, собирая против них ополчение, именно Минина надо было полякам уничтожить и т.д. Так что сюжет Городецкого не слишком сильно противоречил историческим событиям, создавая при этом «уточненный» образ русского патриота, гибнущего не «за царя», а «за Отечество». Впоследствии, однако, особенно в период сталинского «ренессанса» русской истории в конце тридцатых годов, классическое либретто было возвращено на сцену, и долгие годы опера шла под названием «Иван Сусанин». В разгар перестройки – в 1988 году – в Большом театре был возобновлен первоначальный вариант оперы безо всяких цензурных поправок, и почти десять лет опера стояла в репертуаре театра под названием «Жизнь за царя», а в новой постановке 1997 года ей снова было возвращено название «Иван Сусанин».

Память об Иване Сусанине увековечена и в памятниках. Первый бюст был установлен, разумеется, в Костроме еще в 1851 году, венчая собой ансамбль Сусанинской площади вплоть до 1918 года. Украшавшая памятник надпись: «Ивану Сусанину, за царя – спасителя веры и царства – живот свой положившему. Благодарное потомство», – не смогла пережить революцию, и памятник был снесен наряду с другими памятниками «царям и их прислужникам». В 1967 году на той же площади был установлен величественный памятник «тому же лицу и по тому же поводу», но по другим мотивам: не как «царскому прислужнику», а как народному герою, о чем свидетельствует и надпись: «Ивану Сусанину – патриоту Земли Русской». Иван Сусанин был также включен и в галерею персонажей памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году, и в ансамбль памятника к 300-летию дома Романовых в Костроме, который до революции так и не был завершен и от которого ныне остался лишь постамент, занятый крайне неудачной – и в художественном отношении, и по выбору места – скульптурой В.И. Ленина.

Использование образа и легенды об Иване Сусанине успешно используется для патриотичес­кого воспитания вот уже третье столетие, переживая при этом «колебания» и «борьбу школ»: одни считали, что Иван Сусанин отдал жизнь «за царя», другие – «за Родину». Доминирующей идеологии в наши дни не особо интересен ни тот ни другой вариант. Вот если бы можно было подать подвиг Ивана Сусанина как борьбу «за права человека и либеральные ценности»… Но пока это никому не удалось. Поэтому при случае можно лишь лягнуть Сусанина и русский народ «за холопство и рабскую покорность».

Вспоминая сегодня 400-летие подвига Ивана Сусанина, постараемся избежать политических крайностей и пропагандистского рвения, а просто отдадим благодарственную дань памяти обо всех людях Земли Русской, любивших ее и готовых трудиться и воевать ради ее блага.

При подготовке очерка использовалось весьма обстоятельное исследование современного костромского исследователя-краеведа Н.А. Зонтикова «Иван Сусанин: легенды и действительность» (Кострома, 1997).

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS