Воскресенье, 21 Апреля, 2019
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Решение всех этих задач предполагается осуществлять на основе проведения регулярной очистки разрабатываемых евразийских данных и тарификации и индексации поправочных коэффициентов и оценок статистических погрешностей при их публикации в печати. Решение этих задач на базе очищенных данных будет выступать залогом обеспечения прозрачности всех предстоящих работ ЕАЭС и с самого начала станет отличать их от аналогичных работ других международных организаций – работ, выполняемых ныне в значительной мере на базе непрозрачных и, следовательно, не заслуживающих доверия данных.

Известно, что ранее эти задачи в практике работы большинства экономических, валютных, таможенных и других международных организаций, в том числе в практике работы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, решались (и продолжают решаться сегодня) избирательно, на контрактной основе, разрозненными исследовательскими организациями и, как правило, не давали полноценных искомых результатов.

Исключение составляют Европейский союз (Брюссель), ОЭСР (Париж) и Всемирная таможенная организация. Наглядным примером децентрализованной организации таких работ на аутсорсинговых условиях является ЕЭК. В последнем случае подобные работы осуществляются путем проведения конкурсов или размещения заказов с определением порядка отбора и финансирования приоритетных тем на основе пакета разработанных регламентных документов. Среди последних можно назвать «Положение о порядке проведения конкурса по выбору исполнителя научно-исследовательских работ», «Положение о порядке отбора приоритетных тем для проведения научно-исследовательских работ по вопросам, входящим в компетенцию ЕЭК», «Положение о финансировании научно-исследовательских работ» и «Положение о проведении научно-исследовательских работ по заказу ЕЭК».

Инициатором настоящего предложения может быть разработан и представлен на обсуждение проект «Положения о научно-исследовательском институте евразийской статистики».

***

Известно, что все результаты эмпирических измерений одних и тех же явлений, включая сами их метрики (и не только в гуманитарных, но и во всех без исключения физических областях знаний), отклоняются от нормы и применяются в практической работе с теми или иными допусками или погрешностями. Идеальных измерений не бывает. Доверительные интервалы этих погрешностей там, где это возможно, определяются по известным статистическим правилам и критериям оценок точности, а там, где это невозможно, – конвенционально, путем сравнения сходимости двух и более эмпирических оценок одного и того же явления – оценок, полученных с двух разных источников данных или двумя разными методами.

В пределах допустимых погрешностей индексируемой оценки наблюдаемые явления признаются приемлемыми, за их пределами – неприемлемыми, не заслуживающими доверия и непригодными для практического применения.

В стандартах современной статистики при больших выборках приемлемыми считаются корректируемые оценки с отклонениями от нормы в пределах +/– 3 процентов, а при малых выборках – соответственно +/– 7 процентов.

Суммируя расхождения по составу (Scop), охвату (Coverage) и достоверности (Credibility) в наблюдаемых показателях евразийской статистики, которые зашкаливают, как показано выше, за 15–45 процентов друг от друга или от принятой нормы, можно утверждать, что все они выходят далеко за пределы допустимых погрешностей и в таком виде непригодны для практического применения.

В контексте изложенных соображений и представленных расхождений в оценках точности данных в евразийской статистике в первоочередном порядке должна быть разработана «дорожная карта» таких расхождений и организована работа по пересчету (конвертации) национальных показателей в множество одноименных сопоставимых международных показателей, а также обеспечено ведение их мониторинга на регулярной основе.

В какой мере представленные данные евразийской статистики и прежде всего данные, помещаемые на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, можно и следует использовать в ходе формирования ЕАЭС? В какой мере и когда их следует рассматривать как неприемлемые и подвергать в обязательном порядке необходимой корректировке и индексации? Автор настоящей статьи рекомендует руководствоваться следующими выводами и предложениями.

Первое. Признавая разрабатываемые и публикуемые в статистике СТС показатели недостаточными для обеспечения достоверных оценок уровней, темпов и пропорций, необходимых для характеристики итогов и перспектив развития международной экономической интеграции, определения ее конкурентоспособных кластеров, построения производственных функций, выявления дополнительных резервов экономического роста, разработчикам всех проектов ЕАЭС рекомендуется подготовить общий вопросник необходимых данных. Этот вопросник следует в установленном порядке представить в департамент статистики ЕЭК для подготовки комплекса мер, направленных на совершенствование евразийской статистики по точному профилю интересов разработчиков и индексации публикуемых показателей с учетом поправочных коэффициентов и погрешностей в достоверности их исчислений. Такой шаг будет способствовать снижению рисков и повышению эффективности принимаемых ими совместных решений.

Второе. В связи с выявленными большими разногласиями в практике применения единой методологии таможенной статистики внешней и статистики взаимной торговли СТС и грубыми нарушениями уполномоченными органами этих стран действующего соглашения и принятых действующих технических регламентов формирования и передачи технологических комплексов протокольных данных, происходящими из-за использования участниками внешнеэкономической деятельности неунифицированных уведомительных форм статистического наблюдения и таможенного декларирования грузов и низкого уровня контроля за точностью таможенных данных, в ходе формирования ЕАЭС следует отказаться от этой практики и в полном объеме осуществить переход на практику автоматизированного ведения таможенной статистики, принятой в ЕС.

Третье. Учитывая, что разрабатываемые в статистике СТС показатели исчисляются без применения каких-либо стандартных процедур, произвольно и в неограниченных пределах отклоняются от нормальных значений, уполномоченные статистические органы этих стран публикацию своих данных в обязательном порядке должны сопровождать мониторингом их достоверности и индексации допускаемых статистических погрешностей, а при отказе – дисквалифицироваться и подвергаться искам за публикацию недостоверных данных.

Четвертое. В целях преодоления нынешнего общего неудовлетворительного положения дел со статистикой СТС и избежания возможных исков к ее уполномоченным органам рекомендуется:

  • департаменту статистики ЕЭК разработать комплекс мер, направленных на преодоление существующих разногласий в практике применения единой методологии сбора и передачи декларируемых данных, в частности, разногласий в практическом применении единой методологии классификации и оценки одних и тех же объемов и потоков взаимных поставок товаров, в ценовых оценках этих потоков в стоимостном и натуральном выражениях с использованием разных цен, с включением одних и тех же товаров в разные группы товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • отказаться от нынешней практики применения разных уведомительных форм декларирования и добровольного порядка электронной регистрации участниками внешнеэкономической деятельности одних и тех же грузов и возвратиться к практике применения упрощенной формы, в качестве которой предлагается использовать разработанную для этих целей российской стороной форму статистического наблюдения № 1-ТС;
  • ввиду публикаций на официальном сайте ЕЭК разнонаправленных разрывов в данных по товарным группам, которые, как отмечалось, по взаимным поставкам, например, черных металлов и изделий из них отклоняются друг от друга в 1,6 раза в пользу России, по нефти и нефтепродуктам в 1,8 раза и легковым автомобилям в 2,6 раза в пользу Беларуси и неправомерно используются в качестве своеобразного средства занижения экспортных цен и физических объемов российских поставок (занижения на 15 процентов общего объема взаимного товарооборота) и, напротив, завышения объемов казахстанских и белорусских поставок (по ценам на 10–12 процентов, в физическом выражении – соответственно на 18–37 процентов) и наносят существенный ущерб российским экспортерам, эти данные при их применении в первоочередном порядке следует корректировать и индексировать с учетом коэффициентов их достоверности;
  • учитывая, что в нынешних условиях практически все публикуемые показатели в наибольшей мере искажаются из-за инсайдерского сокрытия данных или игнорирования их искажений как якобы второстепенных, все они без исключения на регулярной основе должны индексироваться с учетом галопирующих валютных курсов, процентных ставок, таможенных тарифов, налоговых платежей, а также выпадающих статей взаимной торговли, включая потери на курсовых разницах, уклонениях от уплаты таможенных пошлин и НДС, неучитываемых объемах приграничной торговли, демпинга, контрабанды и т.д.

В настоящее время (и не только в СТС, но и во всем мире) реальный экономический рост детерминируется не столько ценовыми, сколько перечисленными, на первый взгляд, якобы второстепенными факторами. Организация и ведение такого своеобразного деофшорного учета должны рассматриваться как самостоятельные задачи в деятельности уполномоченных органов ЕЭК, без решения которой представлять предстоящий экономический рост ЕАЭС бессмысленно.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1079 гостей онлайн