Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Курилы: Япония продолжает зондаж
Анатолий Кошкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №11, сентябрь 2014, стр. 142

Анатолий Аркадьевич Кошкин – доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН

22 июля сего года президент России Владимир Путин провел заседание Совбеза по вопросам суверенитета и территориальной целостности России. Среди угроз этим фундаментальным основаниям национальной безопасности следует рассматривать и притязания сопредельных государств на пограничные районы нашей страны. Наиболее известными и активными среди таких притязаний являются многолетние требования правительства Японии вернуть «северные территории», под которыми подразумеваются отошедшие в 1945 году к СССР по международным соглашениям Курильские острова, со времен Екатерины II принадлежавшие Российской империи. Как этот японо-российский «территориальный спор» развивался в последние годы?

Нагнетание требований

Во второй половине первого десятилетия наступившего века крупный японский бизнес обратил серьезное внимание на неиспользованные возможности торгово-экономического сотрудничества с Россией. Объем товарооборота между Японией и Россией в 2008 году вырос почти до 30 миллиардов долларов, что означало пятикратный рост за пять лет. Однако такое поступательное развитие взаимовыгодного сотрудничества обеих стран оказалось не по нраву тем силам в Японии, которые по-прежнему настаивают на необходимости использовать заинтересованность России в экономических связях для усиления давления на Москву по «территориальному вопросу». Принадлежащие к правому крылу японского политического истеблишмента экспертные группы и общества продолжали регулярно направлять в правительство различного рода «рекомендации», в которых призывали не поддерживать крупные проекты с Россией, увязывать такую поддержку с конкретными уступками Москвы в вопросе о принадлежности Курил. Российское же правительство на конкретных примерах доказывало, что именно широкое развитие отношений во всех областях будет способствовать нахождению в спокойной обстановке решения сложных политических проблем.

Эти мысли пытался довести до тогдашнего премьер-министра Таро Асо Дмитрий Медведев – в то время президент России, – пригласивший в феврале 2009 года своего коллегу на Сахалин на церемонию открытия сооруженного с участием японского капитала завода по сжижению природного газа. Видимо, желая привнести какой-то элемент новизны в российскую позицию, Медведев предложил поиск «нестандартного решения» пограничного вопроса. Скорее всего это был намек на то, чтобы подумать о возможности компромиссного разрешения противоречий. Японский премьер это понял и устами спецпредставителя правительства, бывшего первого замминистра иностранных дел Сётаро Яти, предложил решение, которое можно назвать «арифметическим». Была выдвинута идея поделить общую площадь «спорных островов» пополам. По японским расчетам, в этом случае к Японии должна была отойти группа островов Малой Курильской гряды – Хабомаи и Шикотан, весь остров Кунашир и около четверти острова Итуруп. При этом Россия лишалась не только островов, но и омывающих их богатых ресурсами 200-мильных экономических зон и имеющих важное военно-стратегическое значение глубоководных проливов. Естественно, российское руководство не могло согласиться с таким «разделом», тем более что для его реализации не существует никаких юридических оснований.

Тем не менее в обстановке приближавшихся всеобщих парламентских выборов пре­мьер-министр Асо решил продемонстрировать твердые позиции своей партии как поборника интересов Японии. Отбросив дипломатический лексикон, он сделал в мае 2009 года в парламенте заявление о том, что южная часть Курильских островов якобы «находится под оккупацией России». Необходимо подчеркнуть, что формулировка «незаконная оккупация северных территорий» – это пропагандистское клише из арсенала японских ультраправых организаций. До этого официальные лица Японии, тем более премьер-министры и министры, избегали подобных выражений. Это был явный вызов, не отвечать на который было невозможно.

Ответ был дан 29 мая 2009 года во время церемонии вручения в Кремле верительных грамот вновь прибывшими в российскую столицу зарубежными послами, среди которых был и новый чрезвычайный и полномочный посол Японии в России Масахару Коно. В своем приветственном слове российский президент прямо заявил: «Мы стремимся к новому качеству взаимовыгодного партнерства с Японией, но не можем не отметить попытки японской стороны поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами. Такие действия, конечно, не способствуют продолжению переговоров, на них следует обратить внимание. Надеюсь, что в Токио адекватно оценят ситуацию и сделают правильные выводы по этому поводу».

Однако внутренние интересы токийских политиков возобладали над соображениями дипломатии. Летом 2009 года депутаты японского парламента – причем как правящих, так и оппозиционных партий – пошли на очередную недружественную акцию. В июне-июле сначала нижняя, а затем верхняя палаты парламента единогласно приняли специальную резолюцию, объявляющую принадлежащие России острова «исконными территориями Японии» и призывающую добиваться «скорейшего их возвращения». Попытка закрепления в законодательном порядке притязаний на входящие по Конституции РФ в состав Российской Федерации земли вызвала резкую реакцию российских законодателей, потребовавших от японских коллег дезавуировать этот провокационный документ. В противном случае правительству РФ предлагалось прекратить всяческое обсуждение с официальным Токио проблем территориального размежевания. Однако представители МИД Японии ограничились лишь комментарием о том, что-де принятая обеими палатами резолюция не имеет обязательной силы и не должна повлиять на ход японо-российских переговоров по мирному договору.

Подобные «разъяснения» не могли удовлетворить Москву. МИД РФ предупредил: «Рассматриваем необоснованное нагнетание территориальных требований к России как неуместное, неприемлемое и несоответствующее поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора». Высказался по этому поводу и президент Медведев, встретившийся в рамках саммита G8 в итальянском городе Л’Аквила с премьер-министром Японии Асо. Было обращено внимание на то, что обсуждение таких сложных и важных тем, как заключение мирного договора и «территориальная проблема», должно проходить в соответствующей атмосфере. А атмосфера эта, по оценкам российской стороны, «в последнее время не сильно улучшилась, и даже наоборот ряд шагов привели к всплеску эмоций».

Надругательство над флагом

В августе 2009 года на парламентских выборах в Японии победила Демократическая партия, новым премьер-министром страны стал Юкио Хатояма. В Москве с удовлетворением восприняли объявленную Хатояма в парламенте политическую платформу, в которой провозглашались партнерские отношения Японии с Россией. Однако, как показали первые шаги нового кабинета Демократической партии, в нем существовали различные подходы к территориальным проблемам с соседними государствами – Россией, КНР, Республикой Кореей. Часть министров, как и сам глава правительства, понимали, что, объявляя приверженность идее создания Восточноазиатского сообщества, не следует искусственно нагнетать страсти вокруг противоречий по вопросам границ. Однако занимавшие ключевые министерские посты демократы были склонны продолжать прессинговать российское правительство, открыто добиваясь необоснованных территориальных уступок. Зная, что российское руководство решительно отвергает обвинения в «незаконном владении Курилами», они тем не менее вновь пошли на политическую провокацию. В конце ноября 2009 года было обнародовано уже правительственное заявление о том, что южнокурильские острова «находятся под оккупацией России».

Притязания японского правительства на законно перешедшие к России (СССР) территории подпадают под понятие реваншизма, что в данном случае означает «стремление к пересмотру результатов поражения в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Поэтому понятна жесткая реакция российского правительства на подобные попытки в одностороннем порядке подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. В направленной 24 ноября 2009 года в МИД Японии официальной ноте, в частности, говорилось: «В Москве обратили на упомянутый шаг правительства Японии самое серьезное внимание. Считаем необходимым подчеркнуть, что южные Курильские острова являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны в соответствии с имеющими обязательную юридическую силу для Токио соглашениями и договоренностями между союзными державами, а также Уставом ООН, который ратифицирован Японией. Одобрение японским правительством документа, воспроизводящего вышеуказанную формулировку, не может быть расценено иначе как неприемлемое».

Соответствующее предупреждение прозвучало и из уст министра иностранных дел России Сергея Лаврова: «Мы стремимся к новому качеству взаимовыгодного партнерства с Японией, но не можем не отметить попытки японской стороны поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами. Такие действия, конечно, не способствуют продолжению переговоров, на них следует обратить внимание. Надеюсь, что в Токио адекватно оценят ситуацию и сделают правильные выводы по этому поводу».

При этом в Москве всё же надеялись, что новое правительство Демократической партии Японии проявит реализм и предпримет усилия для развития двусторонних отношений в различных областях. Осенью 2009 года в Москву был приглашен один из наиболее опытных в международных делах руководителей Демократической партии, председатель палаты советников парламента Японии Сацуки Эда. По итогам встреч японского политика с тогдашним председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым обе стороны «констатировали обоюдный настрой на активизацию двусторонних связей по всем направлениям».

В июне 2010 года Хатояма из-за неспособности выполнить данное избирателям обещание добиться вывода с острова Окинава базы морских пехотинцев США Футэмма, взяв ответственность на себя, заявил об отставке с поста премьер-министра. При искреннем стремлении найти разрешение «территориального вопроса» и улучшить японо-российские отношения этот политик за неполный год пребывания в качестве премьера не успел осуществить задуманное. К тому же его усилия наталкивались на обструкцию правых сил как в перешедшей в оппозицию Либерально-демократической партии, так и в собственной партии демократов.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS