Четверг, 22 Февраля, 2018
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Окна в будущее
Александр Неклесса

Культура сложности и самоорганизации

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 116

Александр Иванович Неклесса – руководитель Группы «ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия», председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, директор Центра геоэкономических исследований (Лаборатория «Север–Юг») Института Африки РАН

Открытые окна

Когда Бог закрывает дверь, Он открывает окно.
Пословица

XX столетие – транзит, трамплин в новый эон. Время, подобно сжатой обстоятельствами часовой пружине, было приведено в критический момент в действие. Новый порядок – понятие, толкуемое на протяжении столетия различным образом, но основная борьба сегодня идет не по поводу констатации, а вокруг формул его реализации.

Жизнь на краю хаоса

Время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, поэтому частица времени может отколоться и навсегда застрять в каком-нибудь чулане.
Габриэль Гарсиа Маркес

Искусность, как и искусственность, проявляется в мастерстве и артистичности, которая сама по себе имеет малое отношение к действительности.

Прежний мир развоплощается, обитатели теряют статус, их функции пересекаются, совмещаются, персонализируются, растворяя скорлупу обезличенных организмов. Революция масс, смешавшись с революцией элит, подвергается вивисекции новых варваров Юга. В трансграничных сетях утверждаются влиятельные субъекты – мировые регулирующие органы, страны-системы, государства-корпорации, энигматичные облачные структуры. Социальные, политические, финансовые, знаниевые институты облекаются в подвижные оболочки – суммы взаимодействий, реализуемых частным, неформальным образом.

Складывается полифоничная среда, формируется многоликое общество.

В XXI веке страны – это не территории, а люди. Новое мироустройство меняет пропи­си практики. Глобальная со­ци­альная и культурная рево­лю­ция – переворот в антро­поло­гической все­лен­ной. Лю­ди привыкли воспринимать историю как книгу, забывая, что текст мерцает, строки переписываются, а прочтение будущих глав – плод внутренних и внешних усилий.

Кризис будущего

И туда простираются все помыслы.
Преподобный Исаак Сирин

Будущее – особое пространство: существует исключительно в потенции, меряется разной мерой, обладает оригинальными атрибутами. Но даже время – субстанция, столь органично связанная с этой мерцающей реальностью, – проявляется и понимается сегодня несхожим образом, да и течет для разных субъектов с различной скоростью.

Кризис будущего – следствие изначальной катастрофы, изживаемой в производной субстанции – антропологическом времени в его социальном прочтении – истории. Это временное торжество искажающих гармонию, истощающих таланты и состояния обстоятельств, вселенские сумерки души, затрудняющие исцеление естества, понуждающие сомневаться в самой возможности преодоления суетливой вечности.

Метаморфозы человеческого сознания, версии мировидения, стадии восстановления порушенной природы – всё это попытки, порою отчаянные, восполнения, трансмутации, провидений открытой души, преображения противоречий себялюбивой замкнутости в очерченном памятью, заботливо сохраняемом прошлом.

После распада Западной Римской империи европейский мир отсекает, отгрызает нахлынувшее позапрошлое, превозмогает сумятицу Темных веков, продуцируя феномены Ренессанса, Реформации, Контрреформации, Просвещения, Модернити.

Кризис доминантной ментальности Нового времени обострил различия в понимании цели и стратегии человеческой жизни, актуализировал альтернативы, обозначив рубеж новой эры с ее формальным определением – Постсовременность. Эпохи, вводящей в разновекторно организуемый и самоорганизующийся мир индивидов и сообществ маршруты антропологической/социальной трансформации, включая видения постчеловеческого мироустройства.

Будущее – капитал, причем необъятных размеров, но его можно расценить как источник алхимической эмиссии, инвестиционный ресурс или разменную монету. Либо как трофей.

Переживаемый глобальный переворот, тектоника универсального кризиса, поиск позитивных, эффективных путей разрешения, формулирование методологии познания–действия–управления в ситуациях серьезной неопределенности создают условия, когда апофатическое мировидение и синергийный тип сознания могут стать трамплином цивилизационной динамики.

После впопыхах объявленного «конца истории» открывается новая глава – история будущего.

Пересекая горизонт

И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо
и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что
в нём, что времени уже не будет.

Откровение 10:6

Будущее – комплексная категория, трактуемая и прочитываемая различным образом, сложный феномен, обладающий несхожими траекториями материализации. В своей основе это асценденция: путь целенаправленной антропо-социо-трансформации (АСТ), стремление к исправлению деформаций естества, исцелению души, преодолению энтропии и стагнации, прерыванию инерции быта и бытия, перебарыванию себя и обстоятельств – состояние перманентной благой трансценденции, реализуемой людьми в синергии с промыслом.

Истоки будущего – в человеческом прошлом: катастрофе отпадения от вечного. Столь свойственное людям влечение к незримым землям, склонность к отысканию и заселению их – в своей основе следствие фундаментальной антропологической катастрофы.

Эта универсальная устремленность – тяга к обретению утраченного (апокатастасис) – находит разрешение в производной субстанции – истории, которая есть путь воссоздания порушенной природы, второй шанс, «время человеков» – в отличие от «времени космоса».

История – лечебница, лествица: маршрут вразумления, восстановления, эскалации. Одновременно – ристалище, плен, закоулки: развилки и тупики социальной/антропологической трансценденции или деградации.

Сложна структура времени: человеческое/социальное – отлично от физического, движется с иной, к тому же изменчивой скоростью, маршрут его нелинеен.

Степени осознания и актуализации антропологического времени:

  • обретение – удержание событийного ряда, сшивание ткани бытия, «память»;
  • инерция – монотонность, цикличность избыточных часов, «хроники», «срок»;
  • намерения – целеполагаемое время, «проекции», «фантазмы»;
  • действие – реализуемое время, «перемены», «героизм».

Пробуждение – полноценное бытие как плод обретенного рвением, трудами, усердием будущего. Будущего личного и соборного, опознаваемого, низводимого, нисходящего, становящегося настоящим. «Буˆди» – призыв к приснобытию.

Взорванные барьеры

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
Матф. 11:12

Будущее есть прорыв инерции замкнутой на себя жизни («дурной бесконечности»): снятие коросты, сжимающей, сковывающей человека, удерживающей в лабиринтах перманентного дежавю.

Истоки («энергия», «искры») будущего – сбереженные в экзистенции отблески утра бытия и плоды мук разлуки. Следы любви, творчества, свободы обнаруживаются в тектонике, разломах настоящего как протуберанцы иного: семена, ростки, экогены (антропогены, социогены) возможного инобытия («Царство Мое не от мира сего», Иоанн 18:36). Но иное способно смещать и замещать подлинное.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №18, декабрь 2017

Сергей Белкин.
Революция 1917 года как цивилизационный выбор России

стр. 5

Октябрьская революция 1917 года была обусловлена историко-культурной спецификой России, особенностями развития и бытования в истории в качестве геополитического субъекта.



Вардан Багдасарян.
Похороны социализма были преждевременными

стр. 8

Социалистический эксперимент в истории: теория и замысел.



Дмитрий Андреев.
Респонсибилизация элиты

стр. 22

Изъяны и недостатки российской элиты при эффективном многоуровневом управлении этим сообществом могут оказаться полезными и даже незаменимыми для стимулирования новой мотивации элиты, ориентированной на национальные интересы.



Максим Михалёв.
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит

стр. 32

Как сделать элиты ответственными, осознающими свой исключительный статус и обращающими все имеющиеся у них возможности на служение своей стране.



Владимир Немыченков.
Культура и большие смыслы

стр. 42

Любая культура основывается на больших смыслах, то есть на тех фундаментальных ценностях, которые и предопределяют особенности социального, политического, идеологического, религиозного и иных аспектов национального бытия.



Урбанистические натюрморты Аристарха Лентулова
стр. 60

В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина прошла выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения мастера русского авангарда

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 856 гостей онлайн