Среда, 23 Мая, 2018
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Окна в будущее
Александр Неклесса

Культура сложности и самоорганизации

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 116

Александр Иванович Неклесса – руководитель Группы «ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия», председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, директор Центра геоэкономических исследований (Лаборатория «Север–Юг») Института Африки РАН

Открытые окна

Когда Бог закрывает дверь, Он открывает окно.
Пословица

XX столетие – транзит, трамплин в новый эон. Время, подобно сжатой обстоятельствами часовой пружине, было приведено в критический момент в действие. Новый порядок – понятие, толкуемое на протяжении столетия различным образом, но основная борьба сегодня идет не по поводу констатации, а вокруг формул его реализации.

Жизнь на краю хаоса

Время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, поэтому частица времени может отколоться и навсегда застрять в каком-нибудь чулане.
Габриэль Гарсиа Маркес

Искусность, как и искусственность, проявляется в мастерстве и артистичности, которая сама по себе имеет малое отношение к действительности.

Прежний мир развоплощается, обитатели теряют статус, их функции пересекаются, совмещаются, персонализируются, растворяя скорлупу обезличенных организмов. Революция масс, смешавшись с революцией элит, подвергается вивисекции новых варваров Юга. В трансграничных сетях утверждаются влиятельные субъекты – мировые регулирующие органы, страны-системы, государства-корпорации, энигматичные облачные структуры. Социальные, политические, финансовые, знаниевые институты облекаются в подвижные оболочки – суммы взаимодействий, реализуемых частным, неформальным образом.

Складывается полифоничная среда, формируется многоликое общество.

В XXI веке страны – это не территории, а люди. Новое мироустройство меняет пропи­си практики. Глобальная со­ци­альная и культурная рево­лю­ция – переворот в антро­поло­гической все­лен­ной. Лю­ди привыкли воспринимать историю как книгу, забывая, что текст мерцает, строки переписываются, а прочтение будущих глав – плод внутренних и внешних усилий.

Кризис будущего

И туда простираются все помыслы.
Преподобный Исаак Сирин

Будущее – особое пространство: существует исключительно в потенции, меряется разной мерой, обладает оригинальными атрибутами. Но даже время – субстанция, столь органично связанная с этой мерцающей реальностью, – проявляется и понимается сегодня несхожим образом, да и течет для разных субъектов с различной скоростью.

Кризис будущего – следствие изначальной катастрофы, изживаемой в производной субстанции – антропологическом времени в его социальном прочтении – истории. Это временное торжество искажающих гармонию, истощающих таланты и состояния обстоятельств, вселенские сумерки души, затрудняющие исцеление естества, понуждающие сомневаться в самой возможности преодоления суетливой вечности.

Метаморфозы человеческого сознания, версии мировидения, стадии восстановления порушенной природы – всё это попытки, порою отчаянные, восполнения, трансмутации, провидений открытой души, преображения противоречий себялюбивой замкнутости в очерченном памятью, заботливо сохраняемом прошлом.

После распада Западной Римской империи европейский мир отсекает, отгрызает нахлынувшее позапрошлое, превозмогает сумятицу Темных веков, продуцируя феномены Ренессанса, Реформации, Контрреформации, Просвещения, Модернити.

Кризис доминантной ментальности Нового времени обострил различия в понимании цели и стратегии человеческой жизни, актуализировал альтернативы, обозначив рубеж новой эры с ее формальным определением – Постсовременность. Эпохи, вводящей в разновекторно организуемый и самоорганизующийся мир индивидов и сообществ маршруты антропологической/социальной трансформации, включая видения постчеловеческого мироустройства.

Будущее – капитал, причем необъятных размеров, но его можно расценить как источник алхимической эмиссии, инвестиционный ресурс или разменную монету. Либо как трофей.

Переживаемый глобальный переворот, тектоника универсального кризиса, поиск позитивных, эффективных путей разрешения, формулирование методологии познания–действия–управления в ситуациях серьезной неопределенности создают условия, когда апофатическое мировидение и синергийный тип сознания могут стать трамплином цивилизационной динамики.

После впопыхах объявленного «конца истории» открывается новая глава – история будущего.

Пересекая горизонт

И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо
и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что
в нём, что времени уже не будет.

Откровение 10:6

Будущее – комплексная категория, трактуемая и прочитываемая различным образом, сложный феномен, обладающий несхожими траекториями материализации. В своей основе это асценденция: путь целенаправленной антропо-социо-трансформации (АСТ), стремление к исправлению деформаций естества, исцелению души, преодолению энтропии и стагнации, прерыванию инерции быта и бытия, перебарыванию себя и обстоятельств – состояние перманентной благой трансценденции, реализуемой людьми в синергии с промыслом.

Истоки будущего – в человеческом прошлом: катастрофе отпадения от вечного. Столь свойственное людям влечение к незримым землям, склонность к отысканию и заселению их – в своей основе следствие фундаментальной антропологической катастрофы.

Эта универсальная устремленность – тяга к обретению утраченного (апокатастасис) – находит разрешение в производной субстанции – истории, которая есть путь воссоздания порушенной природы, второй шанс, «время человеков» – в отличие от «времени космоса».

История – лечебница, лествица: маршрут вразумления, восстановления, эскалации. Одновременно – ристалище, плен, закоулки: развилки и тупики социальной/антропологической трансценденции или деградации.

Сложна структура времени: человеческое/социальное – отлично от физического, движется с иной, к тому же изменчивой скоростью, маршрут его нелинеен.

Степени осознания и актуализации антропологического времени:

  • обретение – удержание событийного ряда, сшивание ткани бытия, «память»;
  • инерция – монотонность, цикличность избыточных часов, «хроники», «срок»;
  • намерения – целеполагаемое время, «проекции», «фантазмы»;
  • действие – реализуемое время, «перемены», «героизм».

Пробуждение – полноценное бытие как плод обретенного рвением, трудами, усердием будущего. Будущего личного и соборного, опознаваемого, низводимого, нисходящего, становящегося настоящим. «Буˆди» – призыв к приснобытию.

Взорванные барьеры

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
Матф. 11:12

Будущее есть прорыв инерции замкнутой на себя жизни («дурной бесконечности»): снятие коросты, сжимающей, сковывающей человека, удерживающей в лабиринтах перманентного дежавю.

Истоки («энергия», «искры») будущего – сбереженные в экзистенции отблески утра бытия и плоды мук разлуки. Следы любви, творчества, свободы обнаруживаются в тектонике, разломах настоящего как протуберанцы иного: семена, ростки, экогены (антропогены, социогены) возможного инобытия («Царство Мое не от мира сего», Иоанн 18:36). Но иное способно смещать и замещать подлинное.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 677 гостей онлайн