Пятница, 04 Декабря, 2020
   
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)


Илья Глазунов. «Вечная Россия»

Смыслы, ценности, и цели

Бы­ло бы удоб­но и прос­то, ес­ли бы нам ка­ким-то об­ра­зом ста­ло «точ­но из­ве­ст­но» – за­чем су­ще­ст­ву­ет тот или иной на­род, ка­ко­вы це­ли его су­ще­ст­во­ва­ния, ка­кие цен­нос­ти он дол­жен и мо­жет сох­ра­нить, и, на­ко­нец, из­ме­ре­ни­ем ка­ких «смыс­лов» яв­ля­ют­ся эти цен­нос­ти. У нас, од­на­ко, нет от­ве­тов на эти воп­ро­сы. Но у нас есть воз­мож­ность их за­да­вать и пы­тать­ся отыс­кать пу­ти, ве­ду­щие к ним.

Взгляд на ис­то­рию и куль­ту­ру на­ро­да, для­щу­ю­ся сто­ле­ти­я­ми, яв­ля­ю­щу­ю­ся цель­ной и неп­ре­рыв­ной, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что на­род пе­ре­да­ет из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние ка­кие-то важ­ные «смыс­лы»18. Мы зат­руд­ня­ем­ся предс­та­вить их в ви­де таб­ли­цы или пе­реч­ня, но на ин­ту­и­тив­ном уров­не ощу­ща­ем и на ра­ци­о­наль­ном уров­не осоз­на­ем факт их су­ще­ст­во­ва­ния. Язы­ком ре­ли­гии эта мысль мо­жет быть вы­ра­же­на так: «за­мы­сел Бо­жий о рус­ском на­ро­де су­ще­ст­ву­ет». Хо­тя мы его «выс­ший смысл» не зна­ем.

При­ве­дем нес­коль­ко фор­му­ли­ро­вок из статьи, пос­вя­щен­ной по­ис­ку свя­зи меж­ду «смыс­ла­ми и цен­нос­тя­ми»: «Смыс­лы – яв­ля­ют­ся про­дук­том сов­ме­ст­ной со­ци­о­куль­тур­ной (ду­хов­ной) де­я­тель­нос­ти лю­дей, со­ци­о­куль­тур­ной (ду­хов­ной) де­я­тель­нос­ти на­ро­да, на­ции, ци­ви­ли­за­ции как еди­но­го це­ло­го. Смыс­лы – это на­и­бо­лее глу­бо­кие для дан­но­го на­ро­да, приз­на­ки и ос­но­ва­ния для его общ­нос­ти и для его вы­де­ле­ния как эле­мен­тар­ной со­ци­аль­ной еди­ни­цы че­ло­ве­че­ст­ва. Смыс­лы – серд­це на­ро­да. Смыс­лы – суть кол­лек­тив­ная ми­фо­ло­ги­чес­кая мо­дель ми­ра дан­но­го на­ро­да. Один на­род от­ли­ча­ет от дру­го­го смыс­лы, свой­ствен­ные каж­до­му из них и уни­каль­ные для каж­до­го из на­ро­дов. Смыс­лы на­ро­дов есть то, что объ­е­ди­ня­ет от­дель­ных лю­дей в еди­ный на­род. Не язык, не цен­нос­ти, не ар­хе­тип, а имен­но смыс­лы есть ос­но­ва раз­ли­чий всех на­ро­дов»19.

Над эти­ми «смыс­ла­ми сто­ит по­раз­мыс­лить». В ска­зан­ном ут­ве­рж­да­ет­ся – на наш взгляд, вер­но, – что в каж­дом на­ро­де су­ще­ст­ву­ет «неч­то», наз­ван­ное ав­то­ром «смыс­ла­ми», яв­ля­ю­щее со­бой не­кую серд­це­ви­ну, не­кий сис­те­мо­об­ра­зу­ю­щий приз­нак и од­нов­ре­мен­но ис­точ­ник на­ро­да. На наш взгляд, сло­во «смысл» яв­ля­ет­ся ша­гом в пра­виль­ном нап­рав­ле­нии, но, воз­мож­но, не окон­ча­тель­но най­ден­ной ка­те­го­ри­ей. Ка­те­го­рия «смысл» – ра­ци­о­наль­на. В то вре­мя как опи­сы­ва­е­мая «серд­це­ви­на» не­сом­нен­но со­дер­жит в се­бе и ир­ра­ци­о­наль­ные, ме­та­фи­зи­чес­кие ка­те­го­рии, ко­то­рые обоз­на­чать сло­вом «смысл» мож­но лишь с не­ко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми. Кро­ме то­го, ис­поль­зо­ва­ние сло­ва «смысл» в кон­те­кс­те статьи очень на­по­ми­на­ет «ум­но­же­ние смыс­лов» по Ок­ка­му. Близ­кие по смыс­лу (тав­то­ло­гич­ность уг­ро­жа­ю­ще близ­ка!) по­ня­тия, ис­поль­зу­ю­щи­е­ся в рас­суж­де­ни­ях на сход­ные те­мы, это «мен­та­ли­тет», «эг­ре­гор», «кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное», «са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ция», «ис­то­ри­чес­кая па­мять», «тра­ди­ция», «куль­тур­ный код» и др. На­ко­нец, коль ско­ро по­ня­тие «смысл» (впро­чем, как и при­ве­ден­ные ана­ло­ги) не мо­жет быть предс­тав­ле­но в ви­де пе­реч­ня прак­ти­чес­ки ося­за­е­мых ка­те­го­рий, мо­гу­щих быть ис­поль­зо­ван­ны­ми в со­ци­о­гу­ма­ни­тар­ных и по­ли­ти­чес­ких тех­но­ло­ги­ях, его роль – не­сом­нен­но, очень важ­ная – ос­та­нет­ся в рам­ках пос­ти­же­ния фун­да­мен­таль­ных ос­нов. А для прак­ти­чес­кой ра­бо­ты, воз­мож­но, по­на­до­бят­ся его про­из­вод­ные.


18 Остроменский М.П. Смыслы, язык и ценности народа. // Война и мир. Аналитика. 09.03.10. http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/45057/
19 Остроменский М.П., ibid., http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/45057/



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2020 belkin.tmweb.ru. Все права защищены.
Сейчас 1481 гостей онлайн