Что такое развитие?

Родина – это не государство,
где человек родился, не «страна пребывания»
и не «место, где мне хорошо». Родина – это
комплексное понятие, включающее в себя
и территорию, и народ, и историю, и идеалы,
и «Небесную Родину», и – главное – личную
ментальную связь человека со всем этим,
определяющую смысл его существования.
Родина – как образ, чувство и надежда – может
существовать в душе и в сердце даже тогда,
когда физически уже или еще нет самой страны,
равно как страна может быть, а Родины,
как сердцевины смыслов, – уже или еще нет.
Мы будем обсуждать общественное развитие, оно же – развитие общества3. Попытка ответить на вопрос: «В чем оно состоит?» – один из предметов предлагаемого направления дискуссии. Общество формируется из индивидуумов, личностное развитие которых с одной стороны, автономно, но, с другой стороны, неразрывно связано со средой обитания, со всеми ее сторонами: культурной, экономической, политической и т.д. Сказанное немедленно нуждается в уточнениях: развитие общества – это то же самое, что развитие населения, народа, нации, страны, государства? Как – количественно и качественно – развитие этих сущностей соотносится с развитием индивидов, из которых они состоят? Если я лично и члены моей семьи – растем и развиваемся, а государство, страна, народ, из которых мы вышли и внутри которых пребываем – деградируют, загнивают, сливаются, поглощаются, исчезают, то какова в этой связи иерархия ценностей, какой должна быть личная стратегия и что означает «должна быть»? На что тратить силы и энергию – на спасение гибнущей страны или на продолжение личного роста и развития, на адаптацию к изменяющимся условиям? Что «выше» и «ценнее»: личность и семья или народ и страна? А еще есть такие сущности, как государство и Родина. Противопоставление «личность или Родина» для многих людей является неразрешимым, у многих возникает особый уровень взаимопроникновения и целостности собственной личности и Родины. Спасение Родины как сложного рационально-иррационального комплекса предполагает и включает в себя спасение души в христианском смысле, или же спасение души – наивысшая задача, а спасение Родины, которая есть в душе и в которой пребывает душа, может отойти на второй план? Насколько актуально подобное противопоставление?
Оставим пока без ответа заданные вопросы и вернемся к теме, вынесенной в заголовок, которая, как видим, требует не столько формального цитирования какой-нибудь словарной статьи, сколько непростого исследования и последующего «мониторинга» – то есть постоянного соотнесения понимания развития с быстро изменяющейся ситуацией. Словарная статья может нам предложить, например, следующее: «Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; выделяют т.н. восходящее развитие и называют его прогресс, и нисходящее развитие, называя его регресс». Такое «определение» сочтет развитием любое «...изменение объектов», в том числе и массовую гибель населения в результате болезней или войны. Чтобы как-то обозначить и различить «положительные и отрицательные» изменения, вводятся понятия «восходящего и нисходящего» развития. «Восходящее» и «нисходящее» развитие – неплохие метафоры, однако мало что полезного дающие для практического применения. Что считать прогрессом, а что – регрессом по отношению к социальным системам – мнения расходятся в каждом конкретном случае. И именно здесь происходит водораздел между политиками разных направлений и ориентаций.
3 Сказанное подчеркивает, что проблемы развития в биологии (в т.ч. проблема эволюции и т.п.), проблемы личностного роста и т.п. остаются за рамками настоящей статьи.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018 Константин Бабкин:. Руслан Гринберг: Сергей Глазьев. Вардан Багдасарян. Александр Нагорный: Сергей Белкин. |