Нередко за такой как бы вынужденной спешкой можно обнаружить частные интересы бизнеса и их лоббистов в самом аппарате. Неслучайно предметом постоянных ламентаций со стороны депутатов стали жалобы, что на ознакомление со сложнейшими государственными решениями выделяются считанные дни, а нередко и часы. Это «ноу-хау» авторов проталкиваемых решений и их лоббистов приводит к тому, что реализуемая мера оказывается непродуманной, несистемной, имеет слабую увязку с существующим положением, деструктивно воздействует на конкретную сферу и на общественную ткань.
Указанные процессы в том или ином исполнении можно увидеть везде – в аппарате реформированной полиции, в образовании, лесоохране после принятия Лесного кодекса, здравоохранении. Начальство кроликоподобно размножается, писанины становится пропорционально больше, конкретных исполнителей заваливают отчетностью, а непосредственной работой с преступниками, учащимися, больными становится уже некогда заниматься…
В марте 2011 года в Интернете появилось открытое обращение инженера НПО имени С.А. Лавочкина. Автор возмущался некомпетентностью начальства, упразднением инженерных диспутов, травлей ответственных, поисками козлов отпущения в случае неудач… «А чего стоит эпопея с “Фобос-Грунтом”! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! <…> Записался на прием к генеральному конструктору. <…> Но на подступах к нему тройной рубеж обороны, как перед Москвой в 41-м!» «Истинное положение с созданием космической техники более удручающе, чем может показаться», – с горечью констатировал автор письма.
Спустя полгода «Фобос-Грунт» отправился к Марсу и, как известно, потерпел катастрофу.
В аппарате незыблемо продолжает действовать фактически узаконенное правило: «Ты начальник – я дурак». В законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это правило сформулировано намного изящнее.
Сотни компетентных специалистов в самых различных структурах могли бы фактически слово в слово повторить ключевые тезисы письма инженера из фирмы Лавочкина. Думается, есть что-то врожденно-порочное и нездоровое в самом проекте системы, отторгающей и игнорирующей предупредительные сигналы на стадиях, предваряющих и упреждающих ту или иную катастрофу. Потом обычно выясняется, что утонувший теплоход не имел права плавать, сгоревший клуб не имел законного права функционировать, экипаж погибшего самолета не следовал строго инструкциям и т.д. Однако это становится известным именно после того, как замечательная, логичная на бумаге и очень выгодная система сталкивается с реальностью…
Аппарат нужно срочно исправлять!
Имеющиеся наработки, предложения, рекомендации по совершенствованию работы государственного аппарата – например, материалы целевой экспертной группы № 14, подготовившей Стратегию-2020 («Совершенствование организации исполнительной власти»), – не дают оснований для надежды на выход из тупика. Рекомендации и предложения являются, по сути, попытками с помощью формальных и административно-бюрократических инструментов и процедур разрешить содержательную проблему, обеспечивающую приоритет частных и коммерческих интересов над сущностными задачами. Уровень регламентации деятельности, квалификационные требования к лицам, замещающим должности гражданской службы, отбор государственных служащих, введение новых систем оплаты труда, структуризация карьерного роста и прочие предлагаемые меры вне содержательных критериев оценки и измерения способны лишь создать иллюзию очередной «оптимизации».
Владимир Путин на заседании созданного по его инициативе Агентства стратегических инициатив заявляет о необходимости разработать систему оценки эффективности работы министерств и ведомств с упором на систему персональной эффективности. Идет речь и о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих путем сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов с оставлением при этом до 50 процентов сэкономленных бюджетных средств в распоряжении органов государственной власти.
Конечно, многое будет зависеть от того, кто и как станет реализовывать предложенные рекомендации. Применяемые в настоящее время процедуры аттестации государственных служащих имеют весьма отдаленное отношение к реальному содержанию их работы и выполняемым должностным обязанностям. Хотя, казалось бы, что мешает для оценки квалификации и эффективности создать элементарный тест, просто моделирующий конкретную работу сотрудника и выполнение им тех задач, которыми он занимается на своем рабочем месте.
Каковы же основные направления реформы аппарата?
Необходимо сокращение управленческих звеньев – прежде всего за счет раздутых штатов координаторов, контролеров. Моральная атмосфера в любом коллективе начинает улучшаться с сокращением количества звеньев, опосредующих взаимодействие между управляющими и управляемыми. Лжи и деформаций станет на порядки меньше. Важно, чтобы честнее были и потоки информации, идущей и сверху вниз, и снизу вверх.
Нужны содержательные изменения правил и процедур, обязательных для всех. Но не это главное. Можно придумать самые прекрасные ПДД, но если на дорогах они не соблюдаются или для «мигалок» делаются исключения из правил, то все норовят стать «мигалками», неподвластными регулированию ГИБДД. Это желание сделать для себя исключение из правил разъедает и правила дорожного движения, и аппарат.