Сирил Паркинсон:
«Если творец зарабатывает меньше управителя, значит, загнивание уже началось».
Бывший губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, прослушав доклад о создании новой системы электронной записи к врачу в городе, решила удостовериться в ее эффективности. Губернатор достала свой мобильный телефон и набрала продиктованный ей номер. Но в трубке услышала лишь длинные гудки. С первого раза дозвониться не удалось. Несколько попыток услышать регистратуру оказались безуспешными. Губернатор не сдалась и все же «прорвалась» в поликлинику Василеостровского района, попросила человека на другом конце провода записать ее «на завтра к офтальмологу». Однако ее ждала неудача. Губернатору ответили, что талончики закончились, и попросили перезвонить в пятницу. А если же у нее будет острая боль – обратиться в регистратуру. После разговора Матвиенко резко заявила чиновникам: «Хватит мне сыпать цифрами! Вы должны сделать так, чтобы каждый гражданин мог воспользоваться этой услугой. Контролируйте и проверяйте. Проанализируйте эту систему и создайте лучшую доступность. Давайте не формой заниматься, а содержанием!»
Многие реальные проблемы могли бы быть решены намного эффективнее с применением метода Матвиенко–
Гаруна-аль-Рашида (легендарного халифа Багдада, который любил инкогнито проводить экспертизу собственных повелений и законов). А всего-то, может, и нужно, чтобы первое лицо прослеживало лично весь цикл реализации решений, принятых им и его подчиненными.
Один из важнейших факторов, обеспечивающих качество решений, это наличие обратной связи с реальностью. Функции аппарата – во всяком случае, его аналитических структурных подразделений – сродни функциям разведки в армейском механизме. Много ли может сделать верных, выверенных шагов самый замечательный полководец или его штаб при отсутствии или недооценке разведки?
Невозможность оперативного доведения до руководителей какой-либо важной информации о ситуации нередко ставила их в неудобное положение, грозила скандалами, превращала в мишень для упражнения в остроумии журналистов, сторонних экспертов, политических соперников.
А политически побеждали те, которые обретали навыки работать с поступающими сводками данных, отделять информационные шумы от стратегически значимых сведений или оказывались способными оценивать роль аналитиков и экспертов и уметь пользоваться их советами. Афоризм Франсуа де Ларошфуко: «Для того чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе», – не кажется устаревшим.
Общепризнанные положения теории гласят, что факторы успешности и эффективности работы учреждений – это грамотное организационное проектирование и менеджмент, планирование, легитимность деятельности и социально-культурные факторы, также детерминирующие работу аппарата, связанные с отбором и подбором кадров, их стимулированием и мотивацией, соответствием формальным нормам работы и коллективным традициям.
Важнейший фактор – цели совместной работы. Если цели сформулированы нечетко, если их достижение не верифицировано конкретными и просто измеряемыми индикаторами, если существует зазор между формальными установками организации и неформальными мотивациями ее членов, то организация по определению не может быть эффективной. «Кораблю, не знающему, в какую гавань плыть, ни один ветер не станет попутным», – гласит античный афоризм, приписываемый мудрому Сенеке. Именно поэтому цели стратегических программ и концепций политики-профессионалы, желающие не просто пропиариться, а реально разрешить конкретную проблему, задают и формулируют предельно конкретно.
Возьмем зарубежные целевые программы, например, стратегию устойчивого развития «Перспективы Германии». Обратим внимание на немецкую пунктуальность в указании целей и умение четко обозначить критерии и индикаторы. В стране нехватка трудовых ресурсов в условиях демографического спада? Цель: повышение уровня занятости – причем с подробным обоснованием индикаторов того, как указанная установка будет реализовываться: занятость 15–64-летних увеличить к 2020 году до 75 процентов, в том числе лиц старшего поколения, 55–64-летних, – до 57 процентов к 2020 году. В это же русло укладываются другие меры – мероприятия по обеспечению ухода за детьми в течение всего дня и т.п.