Папа Римский Бенедикт XVI благословляет паломников, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане. 1 мая 2011
Борьба за нравственность, за духовно-нравственные ценности, в которой
заметную роль играет церковное руководство, – это другой – католический –
вариант понимания удержания и удерживающего. Этот тренд призван
фиксироваться на первом лице церковной иерархии как представителе
канувшей в Лету, ставшей чисто «духовной» Римской империи.
Катехон и концепция правового государства
К сожалению, такое православное понимание царства было утрачено – это стало достаточно очевидно к концу XIX века. Византизм к этому времени превратился в недостижимый идеал. Русская церковь и государственность осмысливались в научных и духовных школах под сильным влиянием протестантской теологии.
Приведем один достаточно типичный пример. Талантливый историк и богослов рубежа веков, священник Дмитрий Глаголев в своей магистерской диссертации «Второе Великое путешествие святого апостола Павла с проповедью Евангелия» касался пророчества об антихристе в послании Солунянам. Он стоял на позициях своего времени, опираясь на мнения немецких ученых Гофмана, Оберлена и Лютарда. Последний говорил о «нравственном правовом порядке» как наиболее твердом в христианском общественном устроении. «Замечательно, – комментировал благонамеренный священник, – что те эпохи, когда существенно нарушался общественный порядок, определяемый идеей справедливости, Священное Писание рассматривает как прообраз самых последних времен». В трактовке антихриста автор ссылался опять-таки на протестантского богослова Германа Ольсгаузена: хотя любой из носителей римской власти мог быть рассматриваем как антихрист (Нерон, Калигула), он все равно будет удерживающим «по своему должностному положению». Таким образом, выходило, что под катехоном мог пониматься и «порядок общественной жизни, обусловленный силою законов, обеспечивающих права каждой личности», и высший носитель и выразитель общественного порядка – император или несколько лиц – правительство («лицо, так сказать, собирательное»). Ранее это был римский император, потом будет еще кто-нибудь, поэтому к понятию удерживающего добавлено местоимение, переводимое с греческого как «ныне». Такая сугубо протестантская точка зрения и вела к прямому и полному отождествлению существующего порядка, со всеми его несправедливостями и недостатками, с христианством, и, следовательно, революционеры, протестовавшие против этого порядка, могли рассматриваться исключительно как сила «антихристианская». Но в то же время в сознании интеллигенции они же могли выглядеть и как святые, поскольку героически и жертвенно боролись за возвращение социальному строю христианского измерения.
Нечто подобное происходит и в наши дни. Нынешние консерваторы оправдывают существующий режим власти только за то, что это режим, то есть некий порядок, которому противостоит «антихрист» анархии и беззакония («болото», «белоленточники»). Соответственно олицетворение этого порядка – первое лицо государства и его «команда» – это и есть «катехон». В такой трактовке между политическим режимом РФ и самодержавием нет различий. Для оппозиции же нарушение властью установленных законом процедур и прав личности является признаком ее нелегитимности. Однако если законность будет соблюдена и права личности не станут нарушаться, оппозиция удовлетворится. Ясно, что в основе обоих представлений находится протестантская концепция удерживающего правового государства.
В то же время борьба за нравственность, за духовно-нравственные ценности, в которой заметную роль играет церковное руководство, – это другой – католический – вариант понимания удержания и удерживающего. Этот тренд призван фиксироваться на первом лице церковной иерархии как представителе канувшей в Лету, ставшей чисто «духовной» Римской империи. Заметим, что и в первом, и во втором вариантах Римской империи больше нет, ее реальность не признается, ее заменили полностью концепты «правового государства» и абстрактной «духовности». Поэтому все это строго противоположно настоящему византизму.
Ибо византизм исходит из того, что Римская империя не может исчезнуть, она есть, поскольку в ее подданных числится Сам Господь Иисус Христос. Удержание – не духовно-нравственная прерогатива и тем более не дело правительства и чиновников, это вообще не человеческая работа. Удерживающее есть то, что в данный момент является Христом. Это Царство, непосредственно удерживаемое Богом-Христом, вписанным в него при рождении. Следует при этом иметь в виду, что задолго до Рождества Христова у эллинов слово «катехон» однозначно ассоциировалось с мистериями в честь бога Диониса. «Катехестай ек теон» – вид экстаза в оргиях Диониса, всеобщая одержимость богом. Служители Диониса назывались одержимыми. Богоодержимость – «катохэ», отсюда происходит и слово «катехон» – удерживающий, или богоодержимый. Чтобы удерживать, необходимо быть богоодержимым.
Таким образом, катехон – богоодержимое царство, которое не может исчезнуть в истории. Это царство, в котором все преображаются и воскресают, поскольку все одержимы Богом. Поэтому понятие катехона может быть распространено как на богоодержимого императора, так и на богоодержимый народ (народ-богоносец, по Достоевскому). Таким образом, самодержавие есть богоодержимость.