Может быть, руководство Русской православной церкви всерьез полагает, что действующая власть Российской Федерации, подобно императору Константину или великому князю Владимиру, директивами свыше вернет народ в православие. Но это уж слишком наивно, так как для действующей власти это станет просто самоубийством. Преподавание «Основ православной культуры» в школах даст школьникам исключительно общие сведения, но не сделает их православными. Для этого необходимо воспитываться в православной среде. Строительство еще большего числа храмов также ни к чему не приведет, ибо возведение храма не ведет автоматически к формированию общины. Нельзя насаждать общины и монастыри сверху, они всегда вырастали снизу. Строительство храма в каждом городском квартале, о чем многие в Церкви ратуют, скорее приведет к тому, что церкви станут частью городского пейзажа наравне с аптеками, супермаркетами, кафе и ресторанами. Уже сейчас число храмов превышает число реальных общин в разы, если не на порядок. Понимает ли это руководство Русской православной церкви? Судя по тому, что на самом высшем уровне говорится о необходимости возрождения приходов и общинной жизни, – понимает. Но почему при этом все делается так, чтобы это возрождение пресечь? Видимо, епископат боится активности мирян и предпочитает симфонию с государственными структурами.
Православными являются только воцерковленные, то есть те, которые участвуют в мистериальной жизни Церкви и посещают храм хотя бы не реже раза в месяц. А таковых на сегодняшний день всего лишь несколько процентов, и показатель этот не только не растет, но и убывает.
Но представляется, что наиболее верным путем в сложившейся ситуации был бы отказ вообще от каких-либо симфоний. Теория симфонии, созданная в VI веке, вовсе не является догматом и работает только в монархическом обществе. Церковь жила без симфонии до монархии и может жить без симфонии после нее, тем более что никакая симфония с властью, которая не считает себя теократической, невозможна. В сегодняшних реалиях единственный выход – это возрождение общин, причем реальных общин, обладающих правами, влиянием на внутрицерковную политику и участвующих в ней, в том числе и в выборах местного духовенства вплоть до епископа, как это было когда-то в ранней Церкви и в Византии. Епископ должен быть слугой всем, а не все должны быть рабами епископа, как это часто сейчас бывает. Такими же самоуправляющимися общинами должны быть и монастыри, которые сейчас в большей степени, выполняют функции туристических центров и кузницы кадров. Бонусы от Фест казино Украина получают все игроки ! Общий рецепт сильной и процветающей власти в византийской традиции всегда сочетал жесткую иерархию и субординацию с широким самоуправлением на местах.