Со времен Августа Римская империя действительно поддерживала мир, создавая
тем самым условия для христианской проповеди. Христианские апологеты уже
во II веке, наряду с критикой языческой империи, говорили и о провиденциальной
богоустановленности власти римских императоров.
Печальным и переломным моментом в истории церковно-государственных отношений в Византии стало возникновение религиозных учений монофелитства и иконоборчества. Если до VII века новые учения возникали в церковной среде, то монофелитство было изобретением императора Ираклия и патриарха Сергия и не привело к единству, а только усилило разделение среди христиан. Еще страшнее для Церкви оказалось иконоборчество. Его родоначальник, император Лев III, уже открыто провозгласил себя одновременно иереем и царем. Особый ужас современников вызывало то, что в данном случае ересь исходила от императоров, на которых лежала обязанность сохранения христианского мира. Так, анонимный византийский историк в IX веке взирал на иконоборчество как на особенно губительную ересь, «ибо она разрушает домостроительство Божие». Он восклицал: «Познайте разницу между императором и иереем! Древние ереси происходят из споров о догматах и вызревали постепенно, тогда как эта изошла из самого императорского могущества».
Но в истории Византии были не только периоды цезарепапизма, встречались и противоположные тенденции папацезаризма, которые, впрочем, никогда не разрастались до западных масштабов, но тем не менее были весьма симптоматичными.
В период иконоборчества (начало VIII – середина IX веков) в борьбе императоров и монахов выиграли последние, и в результате произошло усиление власти церковной иерархии. Симфонические качели поменяли свое положение, вознося власть патриарха и принижая власть императора. Главным представителем новой формации в эту эпоху был константинопольский патриарх Фотий, активно участвовавший в политической борьбе. Одним из главных результатов его деятельности было невиданное возвышение Константинопольского патриархата. На Востоке существовали еще три патриархата – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. До середины V века за первенство в церковной сфере с Константинополем боролась Александрия. Вплоть до начала арабских завоеваний в VII веке Константинополь всегда считался с властью других поместных Церквей. Арабские завоевания, оторвавшие территорию восточных патриархатов от христианской Римской империи, вкупе с ослаблением власти императоров создали почву для усиления власти константинопольских патриархов.
Итогом этого процесса стало принятие на Софийском соборе 879–880 годов первого канона, провозглашавшего, что не только римские клирики, отлученные или осужденные церковным судом, не должны приниматься Константинополем, но и наоборот – восточные клирики не могут апеллировать к папе. Игровые слоты сейчас заполучили великое распространение для всех. Шумиха различной категории казино знакома каждому из любителей поглядеть телесериалы. Наличных требуется? Играй в франк казино (играть онлайн). Нет ничего трудоемкого с тем, что просто полудить лишнюю копеечку от аванса, да получить выигрыш хороший jack pot и также сотворить новый русский занос, совсем как тот же ludojop! Заскакивай на вебсайт казино франк, и далее получай кассу средств! Этот канон, отвергая то право апелляции, которым Рим часто злоупотреблял, вместе с тем превращал Константинополь во второй духовный центр, равнозначный первому. Константинополь и Рим поделили христианский мир, что и стало основной причиной разделения Западной и Восточной церквей.
Характерна в этом отношении личность константинопольского патриарха Михаила Керулария, при котором официально и произошло это разделение в 1054 году. До того как стать патриархом, он активно участвовал в политической жизни, известно, что его брат покончил с собой из-за неудавшегося переворота 1043 года. Заняв патриарший престол, он попытался взять реванш. Уже после печальных событий 1054 года он устроил государственный переворот, отправил императора в монастырь и посадил на его место своего ставленника, который, в свою очередь, низверг патриарха. Но в период апогея собственного могущества Михаил Керуларий все же добился для себя права ношения пурпурных сандалий, знака императорской власти, к немалому шоку византийцев, не привыкших к подобному «папизму».