Стиль «Петушка» – подлинный герой спектакля. Это Большой стиль новой Великой эпохи, начавшейся где-то в 2000 году. Этот величественный стиль чувствуется во многих современных произведениях – и в «Борисе Годунове» Владимира Мирзоева, и в вычурной архитектуре рублевских особняков. Серебренников – мастер подобного стиля, он его творец и выразитель. Кому-то этот стиль может показаться грубым, его носители – далекими от идеала русской интеллигенции, но то же самое можно сказать и о других Больших стилях.
Неужели барон Осман и другие тузы Второй французской империи были достойнее бизнесменов Пятой русской империи? Неужели меньше крали французские парламентарии при прокладке Панамского канала, чем русские – при постройке нового Сочи? Неужели маршалы Наполеона и Сталина были изящнее путинских силовиков? В Большом стиле и не может быть утонченности, она приходит с декадансом.
Сейчас многие политики, экономисты, идеологи спорят о месте путинской России в мире и в российской истории. Но художники – такие, как Серебренников и Черняков, – отвечают на этот вопрос своими делами. Недостатков в сегодняшней России не больше, чем в России Александра III и Франции Наполеона III, чем в Америке 1920-х годов, но и величия и размаха – не меньше. Все наилучшее в искусстве сегодняшней России пронизано пониманием такого величия – и произведения Сорокина, и музыка Десятникова, и творчество Большого, этого флагмана Большого стиля.
Пропасть пролегла между искусством и «искусством», искусством Большого театра и «искусством» группы «Война», pussy-девок, эпатажем гельманских выставок. Об «искусстве» могут судить все кому не лень. Чтобы понять слово из трех букв на поднятом питерском мосту, академий кончать не надо. Оно рассчитано на наименьший общий знаменатель. Ничего, кроме эпатажа, в нем нет. Настоящее искусство – а «Золотой петушок» именно к нему и относится – совсем другое дело. Тут нужно судить Юпитеру, а не быку.
Этого не поняли близорукие анонимные жалобщики. «Суди, мой друг, не выше сапога», – советовал художник. Не заботьтесь о чести Церкви, усердствующие дурни, ее не оскорбит подлинное искусство. А вот ваши претензии способны ее опорочить и оттолкнуть идущих к ней. Возможно, мы еще увидим великие русские религиозные мистерии, поставленные Серебрениковым и Черняковым на сцене Большого. Но для этого нужна полная свобода творчества.
Православие – как и генеральная линия партии – продвигается в постоянной борьбе между двумя уклонами. Вчера это был «левый уклон», профанирующий сакральное пространство. Сегодня настало время ударить по «правому уклону», вторгающемуся с монастырской меркой в свободный мир искусства.
Собчачьи миллионы
Не говорите мне, что держать деньги наличкой – не преступление. Миллионы долларов, евро и прочей валюты черным налом, найденные при обыске в доме у Ксюши Собчак, должны были шокировать общество и в особенности ту его часть, для которой La Soubtschaque была эталоном и моделью поведения. Честные люди не хранят честно нажитые деньги наличкой под матрасом. Это делают наркодилеры, воры, проститутки, пособники террористов, неплательщики налогов. Такое количество нала уже само по себе криминально в большинстве «цивилизованных» стран после принятия законов против отмывания денег в 2001 году.
Если Собчак не окажется под судом и следствием – значит, у нас в стране действуют два разных закона. Один для всех, а другой – для крестницы Путина. Первое серьезное испытание для нового-старого президента России – это применить закон по всей его строгости по отношению к подозреваемой, даже если это его крестница. Он долго ее покрывал и защищал, но его долг по отношению к стране должен победить семейные чувства. Следует немедленно обнародовать и налоговую декларацию Собчак – народ имеет право знать всю подноготную тех, которые ведут его на баррикады.
В кругах московского бомонда ее стали звать «Ксюша Общак», намекая, что находившийся в ее распоряжении нал шел на нужды оранжевой фронды. Мы не знаем, так ли это. Дочка покойного мэра Ленинграда-Петербурга, который приватизировал половину города не без интереса для себя и спасся от тюрьмы только благодаря бегству за границу, наверняка может и сама финансировать революции, хотя навряд ли станет. Она выросла в криминальной группировке, которая делала российскую политику коробками из-под ксерокса, полными долларов.
Друзья Ксюши и она сама талдычат по всем каналам, что никакого нарушения закона не было. Мол, где хочет, там и хранит свои бабки, хоть в сортире, как Никанор Иванович Босой у Булгакова. Но вопрос о законности или незаконности хранения налички в особо крупных размерах вообще не должен нас занимать. Вспомним еврейский анекдот о женщине, принесшей селедку к раввину и спросившей, кошерная ли она. «Кошерная, но воняет», – ответил раввин. Мы не знаем, кошерные ли эти деньги, но они смердят.
Общественный деятель не может укрываться за фразой: «Я не нарушал закон». Юридические доводы оставьте лавочникам в их разборках с другими лавочниками. Нам, обществу, они не нужны, мы судим не по закону, а по совести. Нам, обществу, важно знать, кто и почему финансирует общественного деятеля, чьи интересы он обязался отстаивать. Поэтому в Англии пресса и общество так живо обсуждают гонорары бывшего премьера Тони Блэра и стоимость особняка, приобретенного бывшим министром Мандельсоном. Поэтому в США каждая неучтенная копейка на счету общественного лидера становится газетным заголовком. Да и в России – как восстало народное мнение после известного телепоказа, хотя вполне законными были утехи прокурора в баньке с девками.
Вспомним, как совсем недавно российская общественность и медиа бушевали по поводу часов патриарха, и мамзель Собчак приняла в этой охоте на ведьм активнейшее участие. Почему-то тогда ее не интересовал вопрос законности. Она не намекала на то, что патриарх Кирилл срезал котлы с руки ее бойфренда. Само законное (!) владение дорогими часами уже стало мощным информационным поводом для наезда на Церковь. И как сейчас все переменилось. Иметь миллионы кэшем – это законно. А часики патриарха – незаконно? Наставница молодежи имеет право на миллионы в кармане, а русский патриарх дареные часики надеть не смей?
Тревожным представляется мне молчание российской прессы. Она – «желтая, продажная, жадная до сенсаций» – молчит в тряпочку. В любой стране такие результаты обыска у крупного общественного деятеля стали бы аршинными заголовками на первых полосах. Это – сенсация. Но российские СМИ скромно молчат или размещают этот материал на внутренних полосах. Посвятившие сотни страниц часам патриарха газеты не заметили денег Ксюши или дали ее версию событий – с упором на законность.
Ксюша, конечно, не патриарх, она всего лишь епископ в рублевской Церкви Показного Потребления. Автор руководства для юных русских дев, как продаться на Рублевку, то есть своего рода духовный пастырь. Почему же пресса молчит? Неужели редакторы газет настолько лишены нюха и чутья? Нет, наверное, они просто не могут пойти против воли своих хозяев.