Поэтому нынешнее наступление на Церковь не должно нас удивлять. Мы можем недоумевать: почему только сейчас? Почему мирные 20 лет выпали на долю Русской церкви? На это есть ответ. 20 лет назад Церковь была слаба, а коммунистический дух был силен. Поклонники мамоны ненавидели коммунизм еще сильнее, чем Церковь, и поэтому охотно поддержали тех церковников, которые выступали против коммунизма. А когда про коммунизм уже все забыли, настала очередь Церкви, которая стала слишком сильной, на их взгляд.
Вражда коммунистов и Церкви была данью эпохе – в те времена с религией враждовали повсюду, от Мексики до Турции. Та эпоха окончилась – теперь Русская церковь может договориться и с коммунистами. Ведь русский коммунизм – это секуляризированное православие. И хватит хулить советскую власть, которая по отношению к Церкви была не хуже других современных ей режимов.
А вольнодумцев, поддержавших либерально-капиталистический наезд, мне искренне жаль. Сейчас они могут хвалить лихих девчонок Pussy Riot и хулить патриарха. Это комильфо. За это не покарают. Но по мере вытеснения Русской церкви из общественного пространства ее место не станет пустовать. Так, в Западной Европе ограничения Католической церкви не привели к расширению свобод. Только запреты стали иными. Культ Холокоста будет пожестче, чем православие, причем даже в годы своей монополии.
Попробуйте устроить внезапный панк-концерт в одном из храмов Холокоста – а они имеются во всех крупных городах Европы и Америки. Несколькими месяцами предварительного заключения не отделаетесь. Попробуйте заметить дорогие часы на руке одного из жрецов Холокоста – потом пеняйте на себя. За такие вещи сажают в тюрьму. Так за шуточку, оброненную десять лет назад, британский историк Дэвид Ирвинг просидел полтора года в австрийской тюрьме. За эпатажное замечание немецкий юрист Хорст Малер получил 12 лет, хотя ему и за семьдесят.
И не просто сажают в тюрьму. После этого можно поставить крест на карьере, на спокойной семейной жизни. Затравят, детей из школы выгонят, если не отнимут. Жена уйдет. Перед домом будет стоять пикет. Произведут в нацисты-гитлеровцы-антисемиты, и на этом настанет конец вашему вольнодумству.
Такое мрачное будущее, возможно, суждено и России. Неслучайно одновременно с наездом на Церковь началось укрепление альтернативной церкви Холокоста. «Министерство образования и науки официально включило тему Холокоста в обязательную учебную программу средних школ, – пишет журналист Иван Гладилин. – Уже подготовлены учебные материалы и выделено необходимое учебное время – 72 часа – для усвоения курса “Уроки по теме Холокоста. Путь к толерантности”, а 10 вопросов по Холокосту включены в программу единого госэкзамена. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования совместно с “Центром Холокоста” в Москве уже разработана программа для руководителей системы образования и учителей обществознания. Так что с 1 сентября сего года, одновременно с предметом “Основы религиозных культур и светской этики”, все российские школьники будут обязаны изучать и историю еврейской Катастрофы».
Сколько возмущались вольнодумцы, когда вводили преподавание основ православия. А основы Холокоста ввели – никто и не пикнул. Вольнодумство как ветром сдуло.
Официально разрешенное вольнодумство – это скорее признак перегазовки, смены передачи в системе управления. В 1990 году россияне под руководством хозяев дискурса возмущались привилегиями цекистов, а в 1992-м уже восхищались богатством олигархов. В 2012-м они под дудку все тех же людей возмущаются тоталитарностью Церкви. А в 2014-м, надо думать, склонят гордые выи перед ужасом Холокоста. К тому времени и база НАТО в Ульяновске оперится и сможет обеспечивать надежную защиту привилегированного меньшинства от произвола агрессивно-послушного большинства.
Иудейский дух продолжает бороться с православием, как и тысячу лет назад, в эпоху «Слова о Законе и Благодати». Он превозносит богатых и сильных, отказывает большинству в праве решать свою судьбу. А потому стоит ли поддаваться искушению вольнодумства, за которым маячит новая жесткая и тоталитарная диктатура?
Ведь с Церковью, как с армией. Кто не хочет кормить свою, тот будет кормить чужую. Опции «не кормить» не предусмотрено. Об этом стоит задуматься и русским вольнодумцам, и православным верующим.
Полет «Золотого петушка»
История с «Золотым петушком» – наезд на Церковь и веру, но совсем с другой стороны. Анонимная группа ценителей искусства потребовала снять эту постановку Кирилла Серебренникова со сцены Большого театра, расценив ее «кощунственной по отношению к православной вере». Это явно неадекватное требование подхватили и профессиональные кликуши, заговорившие о «театре в кавычках» и «культ-помоях» и сравнившие Большой – гордость России – с девками из Pussy Riot.
Но куда вернее сравнить с этими девками самих анонимных жалобщиков, потому что именно они, а не театр – враги Церкви и православия. Ладно, не враги – услужливые дураки, которые опаснее врага. Провокационная жалоба анонимов не защитит Церковь, а посеет раздоры между людьми искусства и православным миром, выставит православных тупыми мракобесами. Если дать волю паранойе, то за этим обращением можно почувствовать того же кукловода, что и за плясками в храме Христа Спасителя. Да, Церковь под ударом, на нее наступают, и ей приходится обороняться. Но не от Большого театра!
«Золотой петушок» Серебренникова – один из лучших современных спектаклей на мировой сцене. Если вы ходите в оперу, чтобы вздремнуть в удобном кресле и выпить шампанского в антракте, – не ходите на «Петушка», он не даст вам уснуть. Его темп, цвета, выдумка говорят о том, что мертвечина изгнана из Большого. Сейчас туда пришла жизнь.
Мне нравилась постановка и «Руслана и Людмилы» Дмитрия Чернякова. Те, которые кричали: «Позор!» – и покидали зал, думали, что они пришли в музей, где им покажут то, что уже видели их деды. Критик «Форбса» назвал «Руслана и Людмилу» шоковой терапией для нашего непосвященного зрителя. «Петушок» Серебренникова продолжает курс терапии. Но он ярче, короче, компактнее и сильнее бьет по нервам.
Он объясняет афоризм Андрея Синявского, почему русские мужчины предпочитают белую магию водки черной магии женщин. «Петушок» – не про политику и не про Церковь. Его тема экзистенциальна – как сексапил сокрушает солдата. Царь Додон – старый вояка, он окружен другими старыми (и не очень) воинами, вся жизнь его прошла в походах и битвах. Он оказался не готов к вызову Шемаханской царицы. Никто не может противостоять ей – сыновья царя убивают друг друга, летят головы друзей и однополчан. Что сказать про такую царицу? Этой pussy не нужен riot, ее владычество абсолютно и ведет к смерти. Ее Эрос – сиамский близнец Танатоса.