Кадр из фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина
Никакой прогресс не обходится без значительных и прежде всего духовно-нравственных
потерь, и нередко эти потери превышают цену самого прогресса. В сущности, речь
идет о борьбе святыни и жизни – кто кого? Ценности духа вступают
в противостояние с идеей овладения миром.
Глубинные корни коррупции
Основные принципы путинской политики – сильная государственность (вертикаль власти), рыночная экономика, свободная культура и независимый внешнеполитический курс. Первым препятствием для действий на каждом из указанных направлений является коррупция. Каждый житель России по своему опыту знает, что без различного рода «распилов» и «откатов» у нас почти ничего не делается. За деньги можно купить судейскую должность и ученую степень, за деньги представители правоохранительных органов отпускают преступников или даже сами превращаются в ОПГ. Почему это так? Казалось бы, в других – так называемых развитых – странах масштабы служебной продажности значительно меньше.
Причина такого положения дел не только в том, что на Западе капитализм, так сказать, устоялся и приобрел общепринятые юридические очертания (кстати, сейчас он, несмотря на это, трещит по всем своим финансовым швам). Дело в том, что западная рационалистическая цивилизация сумела подверстать под законы рынка всю свою культуру, нравственность и даже само христианство. Значение Реформации, Просвещения и последовавших затем революций заключалось в том, что они переключили религиозную энергию людей с неба на землю. По мере развития и укрепления универсально-рыночных отношений западный человек неуклонно утверждал себя как земного бога. Реформация и Просвещение закрепили в духовной сфере, культуре и мировоззрении подобное самообожествление евроамериканца. Только при указанных обстоятельствах мог быть нравственно оправдан капитализм – своего рода интернациональная мастерская по производству меновых стоимостей, где гарантированный обмен услугами есть прежде всего результат работы на себя, ради своей выгоды, холодного эгоистичного расчета.
Вот этого-то как раз до сих пор и не выносит русская – православная по своим истокам – душа. Недаром люди типа Игоря Юргенса и Владимира Познера сетуют, что православие тормозит развитие капитализма в России. Ни Реформации, ни буржуазного Просвещения у нас так и не случилось. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», – говорит русская пословица. Собственно это только пересказ евангельского изречения о том, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство небесное. И когда народу в ходе революции 1991–1993 годов навязали, вовсе не спросив его, дикий капитализм, многие, что называется, соблазнились. Если реальным «богом» вновь обретенной посткоммунистической свободы стали деньги, то какие могут быть нравственные барьеры? Если Бога нет, то всё позволено…
Вот тут новому-старому президенту и придется принимать решительные меры. Они, конечно, должны быть системными – от добровольных деклараций о доходах/расходах до ужесточения уголовного наказания за взятки вплоть до высшей меры, как это делается в Китае. Не Путин лично учредил такую «тотальную рыночность» в России – наоборот, он всегда старался по мере сил удержать ее в приемлемых для государственности рамках. Однако это трудная – именно метафизически трудная – задача. К каждому проверяющему не приставишь еще одного проверяющего. Никакая политическая конкуренция и многопартийность сами по себе с коррупцией не справятся: вор у вора будет дубинку тянуть. Здесь необходимо совокупное действие правовых, культурных и религиозно-нравственных энергий, когда «большой народ» будет чувствовать, что строит не олигархический рай для десяти процентов населения (да и то обитающего в основном за границей), а для того целого, которое и называется Россией. Конечно, для этого нужны кадровые перемены – прежде всего для выработки национальной идеологии, в том числе для проектируемого общественного телевидения, которое сегодня выступает повседневным воспитателем (а по сути – развратителем) народа. Необходима также периодическая ротация властных группировок – иначе многие бюрократические «рыночники» вполне могут продать/предать и Родину, и самого президента. Уж если рынок – так рынок.
Парадоксы прогресса
В последние годы с легкой руки экс-президента Медведева много говорили о модернизации, рекламировали Сколково и др. Безусловно, модернизация – как прогресс техники и технологии – просто необходима. Однако следует отдавать себе отчет в том, какой будет цена этого самого прогресса в сферах культуры, мировоззрения и политики.
При размышлении о прогрессе мы сталкиваемся с одной из характерных для нашего Отечества антиномий – противоречием в законе, когда оказываются правы одновременно как сторонники всеобщей модернизации/глобализации России, так и ее противники.