Парадокс советской власти заключался в том, что она под флагом марксизма
смогла продолжить классическую линию развития цивилизации. Советский Союз
хранил верность вертикальному устроению власти и, хотя и в превращенной
форме, оставался монархическим государством.
В гуще исторической схватки оказалась классическая – «византийская» – установка на вертикальную власть, которую представляет действующее государство и прежде всего Владимир Путин. Пусть и с многочисленными издержками, ошибками и пороками, он смог возродить российскую государственность, отстоять территориальную целостность страны и создать властную вертикаль. Он сумел ограничить влияние олигархов («иных уж нет, а те далече») и ввести власть денег хотя бы в какие-то державные берега. Так или иначе при Путине Россия значительно усилилась как государство, а наличие государства (пусть и тяжело больного коррупцией) всегда лучше, чем хаос и анархия.
Наряду с государственнической линией в декабре 2011 года громко заявил о себе модернистский вектор отечественной истории, представленный либерализмом, социализмом (коммунизмом) и национализмом. Какие флаги развевались в Москве на Болотной площади, а в Петербурге – на Пионерской? В первую очередь знамена различных либеральных партий и движений, лидеры которых мечтают превратить Россию в «нормальное европейское государство» и привить нашему народу западные ценности. На московских и питерских площадях были заметны также красные флаги коммунистов, что неудивительно – русская душа всегда была отзывчива к идеям социальной справедливости. Кроме того, в «болотный» модернизм влилась и националистическая идеология. Появление национализма в эпоху Модерна понятно и объяснимо – это естественная реакция на космополитизм, вера в силы своего народа и желание ему успеха. Но опасность приходит, когда здоровый национализм вырождается в шовинизм – то есть в ненависть к другим народам. При всей важности нации ее, с точки зрения христианского мировоззрения, ни в коем случае нельзя ставить на место Бога, который является главным творцом мировой истории.
Кроме того, в конце прошлого года появился и новый социальный актор – «сетевой народ» Москвы и Петербурга, продукт культуры Постмодерна. Эти люди живут не столько в реальной России, сколько в виртуальном мире Интернета, законы которого они хотят перенести в нашу действительность. Любители флешмобов, пародий и едкой сатиры, такие «сетевые хомячки» не исповедуют никаких метафизических идей, будь то христианство, социализм, нация или даже классический либерализм. Для них главное – увлекательная игра и наслаждение жизнью в различных ее проявлениях. И им, конечно, чужда любая ценностная вертикаль и иерархия – в политике, искусстве, обществе или идеологии.
Так что же у нас происходит?
Налицо типичное проявление того состояния главным образом интеллигентских умов, которое вернее всего назвать комплексом «антивласти» и которое в традиционной Руси чаще именовали смутой. Смысл слова «смута» в русском языке понятен – это мятеж гордого духа и разруха в головах. Это демонстрация враждебности к существующему государству без достаточных на то фундаментальных – прежде всего экономических и социальных – оснований. Московские и петербургские митинги показали, что независимо от лозунгов вроде «честных выборов» их организаторы движимы, по существу, одной страстью – свалить традиционную («византийскую») власть. Они кричат: «Путин, уходи!» – но на самом деле гонят не столько Путина, сколько идею государственности как таковую. Государство – это узаконенная (юридически упорядоченная) национальная практика, опирающаяся на определенные – в нашем случае православные – духовные ценности. И вот как раз подобной вертикальной организации жизни наши либерал-большевики не выносят и мечтают от нее избавиться любой ценой.
Сто лет назад «продвинутая» элита и либеральная интеллигенция объявили войну классической вертикальной власти в лице царя и Церкви, возмечтав превратить Россию в либеральную республику типа Франции. Многие из высших чиновников Российской империи, либеральных думцев и даже представителей генералитета и великих князей во время февральских событий ходили по Петрограду с красными ленточками. И сегодня в толпе митингующих оппозиционеров мы можем встретить видных представителей современного российского истеблишмента. В феврале 1917 года лозунг «Долой самодержавие!» горячо поддерживали многие деятели «серебряного века», богемные обитатели «Бродячей собаки» и завсегдатаи блистательных светских салонов Петрограда. Точно так же лозунг «Россия без Путина!» сегодня готовы кричать на всех площадях представители столичной богемы – писатели, телеведущие, рокеры, музыкальные критики и гламурные «светские львицы».
Однако, вопреки всему совокупному Модерну и Постмодерну, то есть объединенной оппозиции коммунистов, националистов и либералов, наш «византийский» народ избрал 4 марта Путина президентом России – в этом сомневаются только те, которые хотят сомневаться. Его поддержало подавляющее большинство участвовавших в голосовании. Сегодня Путин – это первый со времен Сталина руководитель России, обладающий мощной личной харизмой и целеустремленной политической волей.
Однако всё только начинается. В свое время Арнольд Тойнби предложил теорию цивилизации, работающей по принципу «вызов–ответ». Нашему новоизбранному президенту в ближайшее время придется столкнуться со многими вызовами, и судьба России в значительной мере будет зависеть от того, какие ответы на эти вызовы удастся найти ему и поддерживающему его народу.