Витторио Реджианини. Сценка из буржуазной жизни. 1902
Мы навсегда опоздали в буржуазность, исходящую из отдельного индивида и уже
в силу этой отдельности вынужденного веками опираться на принцип прав
и правил. Даже для постсоветского сообщества правовой императив будет
иметь силу только тогда, когда он будет произрастать в культуре новым
этическим отношением.
Так что сегодняшний интерес к советскому – это скорее попытка «навести мосты», но не только из настоящего в прошлое, но и из будущего в настоящее.
В любом случае проблема обретения исторической перспективы – такой, которая была бы человеку «на вырост», – сегодня одна из актуальнейших на повестке дня.
Сегодня новые социальные движения, охватившие почти весь Запад, пытаются обозначить хотя бы реперные точки новой исторической перспективы, в то время как его политический истеблишмент вместо этого продолжает и дальше фетишизировать диктатуру правил отчужденного бытия и человека, и культуры, и природы.
И вот в этой кризисной ситуации политический истеблишмент не менее кризисной России пытается упрочить свои связи с Западом, но не с теми его общественными тенденциями, которые связаны с поиском альтернатив глобализации отчуждения, а с той политической институцией, которая, несмотря на свою историческую исчерпанность, продолжает и дальше настаивать на своем доминировании. Насколько продуктивной для народов и России, и Запада может быть такая интеграция, которая все сильнее и сильнее вовлекает и людей, и культуру в смертельную воронку жесткой конкурентной борьбы за геополитическое доминирование?
Может быть, России закрыться от Запада? Но ведь принцип всемирности был одним из несущих остовов трех достояний Советского Союза – революции, культуры и противостояния фашизму. Именно в этих трех взаимосвязанных ипостасях советского наследия как раз и рождалось великое братство народов не только нашей страны, но – что особенно важно – мира в целом. Без развития этого наследия нельзя говорить и о перспективах развития России.
Кроме того, перед Россией стоит еще одна важнейшая проблема – на какой основе развивать отношения с ее вчерашними братьями по Советскому Союзу или сегодняшними пограничными соседями? На основе своего прошлого исторического родства? Но как тогда быть с жесточайшими законами рыночной конкуренции, лежащей в основе либеральной модели глобализации, тотально утвердившей себя на всем постсоветском пространстве?
И, наконец, едва ли не самый сложный вопрос – на какой основе выстраивать отношения между разными народами с их разными культурами, религиями, традициями, обычаями уже внутри России? На основе административно-правовых светофоров? Но можно уже с уверенностью сказать – это не получится! Мы навсегда опоздали в буржуазность, исходящую из отдельного индивида и уже в силу этой отдельности вынужденного веками опираться на принцип прав и правил. Даже для постсоветского сообщества правовой императив будет иметь силу только тогда, когда он будет произрастать в культуре новым этическим отношением. Вне этого остается лишь принуждение, которое сегодня вменяется в форме правового фетишизма.
Именно на этом пути и происходит сегодня глобализация отчуждения, которая, с одной стороны, связывает проблемы в единую цепь (мир – Запад – постсоветское пространство – Россия). И решение каждой из них, в том числе и проблемы России, вне всей этой связки в целом – невозможно.