Нет достоверной статистики вывоза капиталов по всем возможным каналам.
Российскую буржуазию подобное положение дел устраивает. Так легче уходить от
налогов, сохранять и укрывать награбленное, вкладывать капиталы в футбольные
клубы, яхты, дворцы, замки, виллы, отели...
Отдельного внимания заслуживают показатели инфляции – как на российском потребительском рынке, так и на рынке оптовой торговли и недвижимости, а также ценных бумаг, кредитных и других заимствований. Точность этих индикаторов отражается и на репрезентативности ВВП. Потребительская инфляция – крайне чувствительный для населения процесс. Публикуемые показатели роста потребительских цен сильно расходятся с реальностью, что воспринимается населением как сознательное искажение истинного социально-экономического положения в стране. Можно понять заинтересованность правительства в более благоприятных отчетных цифрах – как, впрочем, и желание иметь управляемую статистическую службу. Ради этого ее подчинили Минэкономразвитию. Но для успешной управленческой деятельности на всех уровнях нужна объективная статистика, независимая от указаний сверху. Она необходима и для населения, которое хочет знать правду, чтобы доверять своим руководителям. Пока такая независимость в российских условиях труднодостижима. Об этом свидетельствует опыт работы формально независимой Счетной палаты, доклад которой по итогам приватизации так и не был, ввиду его остроты, обсужден на заседании Государственной Думы. И вскрытые грубые нарушения оставлены без последствий.
Потери населения от инфляции, которая представляет собой скрытый налог на потребление, если и компенсируются государством, то частично. Независимые исследования, исходящие из удорожания корзины товаров и услуг для бедных и низкодоходных слоев населения, свидетельствуют о ежегодной инфляции за последние 5–7 лет в 20–25 процентов. Тем временем официальный индекс потребительской инфляции, исчисляемый и для бедных, и для богатых вместе – по принципу средней температуры в больнице, – составлял около 10 процентов (в 2011 г. около 6 процентов). Словом, расчет показателей потребительской инфляции, как и дефлятора ВВП, требует научной методологии и участия в их определении независимых высококвалифицированных экспертов.
Нет нужды доказывать социальную значимость таких индикаторов, как прожиточный минимум, средний доход и средняя заработная плата, минимальная часовая зарплата, порог бедности, децильные коэффициенты имущественного расслоения, оценок знаний, способностей, квалификации, опыта, наконец, производительности, размеров вознаграждения и качества продукции – как главных характеристик и движущих сил современного прогресса. Но именно в этой области наблюдается самое значительное отставание государственной статистики и статистической науки.
Согласно экономической теории, зарплата и социальные трансферты из государственных бюджетов должны обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы людей трудоспособного возраста. Разумеется, с учетом квалификации, сложности, интенсивности труда, влияния его на здоровье. Это предполагает удовлетворение не только самых насущных потребностей в питании, одежде, жилье, но и возможность пользоваться благами культуры, иметь необходимое медицинское обслуживание и нормальный отдых. Кроме того, воспроизводство рабочей силы, а тем более ее совершенствование требуют покрытия затрат на получение информации и новых знаний, социальную интеграцию, содержание семьи, обучение и воспитание детей. Конечно, воспроизводственные издержки рабочей силы будут различаться в отдельных странах с учетом уровня их экономического развития, вековых традиций и обычаев, климатических условий и т.д. Но в любом случае если расходы, связанные с воспроизводством рабочей силы занятых в народном хозяйстве, не покрываются (хотя бы на минимально допустимом уровне) заработной платой и доходами, то трудовому и интеллектуальному потенциалу страны грозит деградация.
К сожалению, устанавливаемые государством ориентиры и стандарты, в особенности размер прожиточного минимума, произвольны и далеки от оптимальных с точки зрения науки параметров. Такой важный критерий, как минимальная часовая заработная плата, вообще не применяется. ОАО «Всероссийский центр уровня жизни», рассчитывающий восстановительный минимальный потребительский бюджет, утверждает, что в третьем квартале 2011 г. он был в 2,6 раза выше прожиточного минимума и составлял 16,5 тысяч рублей, а потребительский бюджет среднего достатка – в 6,7 раза выше. Думается, что эти цифры в результате более обстоятельных статистических исследований могут быть серьезно скорректированы.