И глобальная политэкономия знаний, все мировое научное производство как раз и работают на эксплуатации «глобальных ресурсов». Одна из целей, поставленных в уже упоминавшемся Валентиной Гавриловной последнем Докладе национального стратегического совета США, предполагает, что к 2025 году университеты США должны стать образцами, задающими нормы и стандарты высшего образования для всего мира и глобальными «хабами» (hub), регулирующими потоки наиболее знающих и талантливых людей всего мира, направляя их в приоритетные для США области. В рамках глобальной политэкономии знания экономика и образование США системно зависят от работы сферы высшего образования и построения режимов «экономик знания» во всем мире. Высшее образование США не справляется с задачей воспроизводства кадров для научной, инженерной и технологической сферы: иностранцами являются 42% всех действующих в стране инженеров магистерского уровня и 60% инженеров докторского (PhD) уровня. Более 25% всех высокотехнологичных предприятий в США также создают иммигранты и иностранцы.
Поиск миссии России и выработка стратегий ее развития
напрямую связаны с ее участием в развитии глобальной
политэкономии знаний в формировании новой институциональной
организации мирового процесса знания и мироэкономики.
Ж.Т. Тощенко: В последнее время было много критики в адрес социологии знания, поскольку она мало что дает для практики. Эта концепция переживает кризис?
А.В. Коврига: Безусловно. Вся эта область (социологии, антропологии, экономики знания и т.д.) является недоисследованной. При всем обилии публикаций, поддерживающих пафос идеологии экономики знания, современной концепции так и не построено. В то же время, расширение коммерческой эксплуатации человеческого стремления к мысли, творчеству и знанию сегодня – один из самых драматических моментов в истории. И вся возможность суверенного развития связана с созданием Национальных эпистемологических стратегий. Для построения таких стратегий и необходимо инициировать исследовательскую программу, которая создаст возможность понимать, как в современном мире устроены динамика знаний, процессы производства знаний, возможности инженерии и политики развития знаний и т.д. Поиск миссии России и выработка стратегий ее развития напрямую связаны с ее участием в развитии глобальной политэкономии знаний в формировании новой институциональной организации мирового процесса знания и мироэкономики.