DB Schenker Rail Automotive теперь транспортирует автомобильные детали от Лейпцига до Шеньяна в северо-восточном Китае для BMW. Поезда, загруженные автозапчастями и компонентами, отправляются от лейпцигского перегрузочного терминала DB Schenker в трехнедельное 11,000-километровое путешествие к заводу BMW в Шеньяне в провинции Ляонин, где компоненты используются при сборке транспортных средств BMW. Начиная с конца ноября 2011 года, поезда, направляющиеся в Шеньян, отбывали из Лейпцига каждый день. «Со временем транспортировки 23 дня прямые поезда в два раза быстрее, чем морской транспорт, требующие дополнительный автотранспорт для перевозки во внутренние районы Китая», – говорит доктор Карл-Фридрих Рауш, член совета директоров Подразделения логистки и транспортировки DB Mobility. Маршрут идет в Китай через Польшу, Белоруссию и Россию. Контейнеры должны перегружаться подъемным краном из-за разного стандарта колеии дважды – сначала к российской колее на польско-белорусской границе, затем назад к стандартному калибру на границе России и Китая в Манчжурии.5
В мае 2011 года ежедневное прямое обслуживание железнодорожных грузоперевозок было начато между портом Антверпена, вторым по величине портом Европы, и Чунцином, индустриальным центром на юго-западе Китая. Это весьма ускорило железнодорожные грузоперевозоки через Евразию в Европу. По сравнению с 36 днями, необходимыми морскому транспорту для хода от портов восточного Китая до западной Европы, обслуживание железнодорожных грузоперевозок на маршруте Антверпен-Чунцин теперь занимает 20 – 25 дней, и цель – сократить это время до 15 – 20 дней. Движущийся на запад груз включает автомобильные и технологические товары, на восток – главным образом химикаты. Этот проект в сотрудничестве с Китаем и другими партнерами был главным приоритетом для антверпенского порта и бельгийского правительства. Обслуживанием на всей протяженности пути свыше 10,000 км, от порта Антверпена через Германию и Польшу, и далее через Украину, Россию и Монголию до Чунцина в Китае, управляют швейцарский поставщик логистических услуг с использованием различных видов транспорта Hupac, их российский партнер «Русская Тройка» и Eurasia Good Transport.6
Второй евразийский сухопутный мост управляет железнодорожной линией длиной 10,900 километров, включая приблизительно 4100 километров в самом Китае. В пределах Китая линия идет параллельно одному из древних маршрутов Великого шелкового пути. Железная дорога продолжается через Китай в город Дружба, где затем связывается с более широкой железнодорожной колеей Казахстана. Казахстан – самая большая не имеющая выходов к морю страна в мире. По мере того как китайские железный дороги и шоссе расширялись на запад, торговля между Казахстаном и Китаем быстро развивалась. С января по октябрь 2008 года товары, проходящие между этими двумя странами через порт Хоргос, достигли 880,000 тонн – более чем 250%-ый рост по сравнению с тем же самым периодом за год до этого. Торговля между Китаем и Казахстаном, как ожидают, покажет 3 – 5-ти кратный рост к 2013 году. С 2008 года только приблизительно 1% товаров, отправленных из Азии в Европы, был поставлен сухопутными маршрутами, означая, что пространство для расширения значительно.7
Из Казахстана железные дороги проходят через Россию, Белоруссию и Польшу на рынки Европейского союза.
Другая линия идет в Ташкент, крупнейший город в Средней Азии с населением приблизительно два миллиона человек. Другая линия идет на запад в столицу Туркмении Ашхабад и на границу с Ираном.8 С некоторыми дополнительными инвестициями эти железнодорожные линии, теперь привязанные к обширному пространству и рынкам Китая, могут открыть новые экономические возможности в очень заброшенных областях Средней Азии. ШОС смогла обеспечить подходящее транспортное средство для координации широкой евразийской железнодорожной инфраструктуры, чтобы максимизировать отдачу от первоначальных железнодорожных линий. Члены ШОС, сформированной в 2001 году, включают Китай, Казахстан, Россию, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, а также Иран, Индия, Монголия и Пакистан со статусом наблюдателей.
Российский сухопутный мост
Россия имеет хорошее положение, чтобы извлечь отличную выгоду из такой стратегии ШОС. Первый евразийский сухопутный мост проходит через Россию вдоль Транссибирской магистрали, построенной в 1916 году, чтобы объединить Российскую империю. Транссиб остается единственной железной дорогой в мире длиной 9,297 километра, дань видению русского министра Сергея Витте в 1890-х. Транссибирская магистраль идет от российского дальневосточного порта Владивосток и связывается в Европе с портом Роттердама, общая длина пути приблизительно 13,000 километров. В настоящее время она менее привлекательна на фоне фрахта из Тихого океана в Атлантику из-за проблем обслуживания и максимальных скоростей не выше 55 км в час.
Наблюдаются попытки эффективнее использовать Транссиб. В январе 2008 года евразийская служба железнодорожных грузоперевозок на большие расстояния «Beijing-Hamburg Container Express» была успешно проверена немецким железнодорожным концерном Deutsche Bahn. Под его эгидой за 15 дней была выполнена 10,000-километровая поездка между китайской столицей и немецким портовым городом через Монголию, Российскую Федерацию, Белоруссию и Польшу. Перевозки морем на те же самые расстояния занимают в два раза больше времени или приблизительно 30 дней. Этот маршрут, который начал коммерческое обслуживание в 2010 году, состоит из существующей Транссибирской магистрали с широкой колеей, в отличие от китайских и европейских железных дорог, что означает двойну перегрузку груза на стыках: на границе Китая-Монголии и снова на границе Белоруссии-Польши.
Если Транссиб на всем его протяжении через российское евразийское пространство будет модернизирован, чтобы соответствовать скоростному движению грузов, появится существенно новое экономическое измерение в экономическом развитии внутренних областей России. Транссиб имеет две колеи и электрифицирован. Необходимо минимально улучшить некоторые сегменты, чтобы сделать надежной лучшую интеграцию всех элементов, и это сделает его более привлекательной возможностью для евразийского фрахта на запад.
5 Joseph O’Reilly, BMW Rides Orient Express to China, Global Logistics, October 2011, accessed in http://www.inboundlogistics.com/cms/article/global-logistics-october-2011/.
6 Aubrey Chang, Antwerp-Chongqing Direct Rail Freight Link Launched, May 12, 2011, accessed in http://www.industryleadersmagazine.com/antwerp-chongqing-direct-rail-freight-link-launched/
7 CNTV, Eurasian land bridge, March 12, 2011, accessed in http://english.cntv.cn/program/china24/20111203/108360.shtml.
8 Shigeru Otsuka, Central Asia’s Rail Network and the Eurasian Land Bridge, Japan Railway & Transport Review 28, September 2001, pp. 42-49.