Колючий клад: византийское наследие в его обоюдоострой актуальности
Сергей Хоружий

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 180

Сергей Сергеевич Хоружий – основатель и директор АНО «Институт Синергийной Антропологии»

История Византии представляет две стороны, две совершенно противоположные стихии: одну – эллинско-христианскую <…> другую – римско-государственную. <…> Обе участвовали в жизни византийской, созидая ее или губя, обе отозвались на Востоке после падения Византии и отзываются до наших дней.

Алексей Хомяков

 

{div width:385|float:left}{module 2_The_Ladder_of_Divine}{/div}Этот крат­кий текст – не бо­лее чем от­ры­воч­ные за­мет­ки, без вся­ко­го при­тя­за­ния на «ох­ват» не­ох­ват­ной те­мы. Вдо­ба­вок ав­тор – не ви­зан­то­лог, и пра­ва его выс­ка­зы­вать­ся на ви­зан­тийс­кие те­мы во­об­ще сом­ни­тель­ны. Од­на­ко уже и те от­дель­ные сто­ро­ны фе­но­ме­на Ви­зан­тии, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ли ме­ня мои за­ня­тия в фи­ло­со­фии и ант­ро­по­ло­гии, рож­да­ли лю­бо­пыт­ное спе­ци­фи­чес­кое впе­чат­ле­ние, ко­то­рое я по­пы­та­юсь пе­ре­дать. Впе­чат­ле­ние, что этот фе­но­мен се­год­ня край­не ак­ту­а­лен для нас, но в то же вре­мя – ам­би­ва­лен­тен, так что его ак­ту­аль­ность не­од­ноз­нач­на, она од­нов­ре­мен­но пи­та­ет раз­ные, ед­ва ли не про­ти­во­по­лож­ные тен­ден­ции сов­ре­мен­ной оте­че­ст­вен­ной ре­аль­нос­ти.

Нач­ну с пред­ме­та, на­и­бо­лее мне зна­ко­мо­го в ви­зан­тийс­ком ми­ре. В мо­их ис­сле­до­ва­ни­ях фор­ма­ций лич­нос­ти, ре­ли­ги­оз­ных и ант­ро­по­ло­ги­чес­ких прак­тик я весь­ма сис­те­ма­ти­чес­ки за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем ви­зан­тийс­кой мис­ти­ко-ас­ке­ти­чес­кой тра­ди­ции – иси­хаз­ма. Как ны­не приз­на­но и в на­уч­ном, и в цер­ков­ном соз­на­нии, иси­хазм – кри­ти­чес­ки важ­ное сла­га­е­мое фе­но­ме­на Ви­зан­тии, яд­ро и стер­жень ви­зан­тийс­кой ду­хов­нос­ти, глу­бин­ная ос­но­ва ду­хов­но­го и нрав­ствен­но­го скла­да ви­зан­тийс­ко­го че­ло­ве­ка. Край­не су­ще­ст­вен­но, что эта роль, или мис­сия иси­хаз­ма не ог­ра­ни­чи­лась собствен­но Ви­зан­ти­ей, она пе­ре­шаг­ну­ла ее гра­ни­цы как в прост­ра­н­стве, так и во вре­ме­ни. Она бы­ла восп­ри­ня­та во всех час­тях Ви­зан­тийс­ко­го Со­об­ще­ст­ва, ибо пол­но­цен­ные вет­ви иси­ха­с­тской тра­ди­ции об­ра­зо­ва­лись пов­сю­ду в аре­а­ле вос­точ­но­го хрис­ти­а­н­ства, в том чис­ле и в Рос­сии. Спе­ци­а­лис­ты иног­да да­же го­во­рят, что иси­хазм об­рел вто­рую ро­ди­ну на Ру­си. В ис­то­ри­чес­ком же из­ме­ре­нии иси­хазм пе­ре­жил кру­ше­ние Ви­зан­тии. В пра­вос­лав­ных стра­нах, ко­то­рые на ве­ка ока­за­лись ли­шен­ны­ми не­за­ви­си­мос­ти и го­су­да­р­ствен­нос­ти, иси­хазм стал од­ной из глав­ных опор на­род­но­го соз­на­ния, не­за­ме­ни­мою частью тех внут­рен­них ре­сур­сов, за­щит­ных сил, ко­то­рые по­мо­га­ли сох­ра­нить ду­хов­ную и куль­тур­ную иден­тич­ность. В даль­ней­шем – и по сей день – иси­хазм пре­бы­вал и пре­бы­ва­ет жи­вой тра­ди­ци­ей, что иг­ра­ет боль­шую роль и в фон­де ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти пра­вос­лав­но­го соз­на­ния, и в кру­гу на­чал, фор­ми­ру­ю­щих и дви­жу­щих это соз­на­ние.

В восхождении к обожению по знаменитой «райской лествице» исихастского
опыта происходит личностное строительство, человек обретает личность
и идентичность – конституируется.

Та­ким об­ра­зом, иси­хазм – это, не­сом­нен­но, ак­ту­аль­ная часть ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия, при­чем не толь­ко для Рос­сии и пра­вос­ла­вия. Что­бы дать предс­тав­ле­ние о мно­го­мер­нос­ти яв­ле­ния и его зна­че­ния, я ука­жу три раз­лич­ных ас­пек­та, в ко­то­рых сов­ре­мен­ная ак­ту­аль­ность иси­хаз­ма про­яв­ля­ет­ся во все бо­лее ши­ро­ком ди­а­па­зо­не.

Пос­та­вим пер­вым на­уч­ный – дос­та­точ­но уз­кий – ас­пект. Уже не­ма­лый пе­ри­од иси­хазм выс­ту­па­ет как об­шир­ное по­ле, на ко­то­ром ак­тив­но раз­вер­ты­ва­ют­ся меж­дис­цип­ли­нар­ные ис­сле­до­ва­ния – ис­то­ри­чес­кие и пат­ро­ло­ги­чес­кие, бо­гос­ло­вс­кие и фи­ло­со­фс­кие, пси­хо­ло­ги­чес­кие и куль­ту­ро­ло­ги­чес­кие. По су­ще­ст­ву, тут сло­жи­лась це­лая об­ласть на­у­ки с ди­на­ми­чес­ким раз­ви­ти­ем, где по­лу­ча­е­мые ре­зуль­та­ты ме­ня­ют сос­то­я­ние на­уч­но­го зна­ния во мно­гих сфе­рах. Сфор­ми­ро­ва­лось и мно­го­на­ци­о­наль­ное про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ст­во, ку­да вхо­ди­ли и вхо­дят вы­да­ю­щи­е­ся уче­ные, гу­ма­ни­та­рии и бо­гос­ло­вы не толь­ко из пра­вос­лав­ных стран, но так­же из стран За­па­да. Со сто­ро­ны пра­вос­ла­вия ряд отк­ры­ва­ют – еще в XIX ве­ке – пре­по­доб­ный Фе­о­фан Зат­вор­ник и епис­коп Пор­фи­рий (Ус­пе­нс­кий). За ни­ми мо­гут быть наз­ва­ны епис­коп Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин), про­то­и­е­рей Ио­анн Мейен­дорф, из Гре­ции – мит­ро­по­лит Ие­ро­фей Вла­хос, ие­ро­мо­нах Фе­ок­лит Ди­о­ни­си­ат, из Сер­бии – мит­ро­по­лит Ам­фи­ло­хий Ра­до­вич, епис­коп Афа­на­сий Ев­тич, из Ру­мы­нии – отец Ду­мит­ру Ста­ни­ло­аэ, ар­хи­ма­нд­рит Ио­а­ни­кие Ба­лан. Мож­но бы­ло бы при­вес­ти еще мно­го имен. Что же до За­па­да, то ста­ло уже тра­ди­ци­ей, что в круг ве­ду­щих ав­то­ри­те­тов в изу­че­нии иси­хаз­ма вхо­дят предс­та­ви­те­ли ка­то­ли­чес­кой на­у­ки: сна­ча­ла то был отец Мар­тин Жю­жи, за­тем ему нас­ле­до­ва­ли отец Ири­ней Осэр, кар­ди­нал Фо­ма Шпид­лик, а ны­не та­кую роль иг­ра­ют отец Гер­хард Подс­кальс­ки и про­фес­сор Ан­то­нио Ри­го. На­ря­ду с от­дель­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми осу­ще­с­твля­ют­ся и боль­шие про­ек­ты, объ­е­ди­ня­ю­щие все на­уч­ное со­об­ще­ст­во: к при­ме­ру, уже око­ло двад­ца­ти лет про­во­дят­ся еже­год­ные кон­фе­рен­ции по пра­вос­лав­ной ду­хов­нос­ти и ас­ке­ти­ке в ка­то­ли­чес­ком мо­нас­ты­ре Спа­са Пре­об­ра­же­ния в Бо­зе, на се­ве­ре Ита­лии. И в це­лом де­я­тель­ность это­го со­об­ще­ст­ва – не­сом­нен­ный при­мер си­нер­гии, пло­дот­вор­но­го сот­руд­ни­че­ст­ва на ни­ве ви­зан­тийс­ко­го нас­ле­дия.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS