Караваджо. Медуза Горгона. 1598–1599
Либеральная программа будущего России предусматривает ликвидацию как
материальных, так и ментальных структур, доставшихся РФ в наследство
от СССР. Сторонники этого сценария считают возможным превращение
России в нормальную западную страну.
Либеральная программа будущего России предусматривает ликвидацию как материальных, так и ментальных структур, доставшихся РФ в наследство от СССР: отказ от военного противостояния с Западом, заключение с ним «стратегического партнерства», сотрудничество с НАТО вплоть до вступления в эту структуру, политическую кооперацию с западными «союзниками» в Совете Безопасности ООН и т.д. Сторонники этого сценария считают возможным превращение России в нормальную западную страну (типа Дании), исходя из предположений о совпадении западных интересов с российскими и из явно нереалистичной оценки готовности Запада оказать помощь в экономическом и технологическом возрождении России. В приведенной нормативной для либеральной части истеблишмента модели русское будущее оказывается глубоко вторичным: оно прочно вписано в западные футурологические построения. И уже поэтому Россия не должна отвлекать свои и без того ограниченные ресурсы на конфронтацию с Западом, а наоборот сделать ставку на «общие интересы».
Стоит ли говорить, что утверждаемое в рамках этого типа дискурса нормативное представление о России во многом имеет ярко выраженный (нео)колониальный характер, поскольку основывается на западных образцах, несмотря на всю проблематичность прямого копирования институтов и на неприемлемость внешнего управления с точки зрения национального суверенитета. Таким образом, само следование нормативным западным моделям развития лишь подчеркивает неспособность либеральной части российской элиты на концептуальном уровне решить проблему русского будущего.
Нормализация русской жизни как позитивная
программа национал-демократии
В отличие от двух предыдущих программ будущего России (великодержавной мобилизации и либеральной утопии), национал-демократический сценарий представляет собой более прагматический вариант развития России, исходящий из реальных проблем большинства. Более того, само утверждение этого национально-демократического вектора можно рассматривать в качестве главного вызова русской модернизации – особенно если учитывать антидемократические элиты и существующую недемократическую институциональную рамку: речь идет о создании русского национального демократического государства в интересах большинства, а не узкого элитного слоя или Запада. Таким образом, борьба за утверждение новой – национал-демократической – повестки дня обусловлена структурными потребностями самой русской жизни.
В процессе общественного самоопределения русская национал-демократия буквально на глазах становится платформой для формирования нового нормативного понимания России. В таком понимании артикулируются реальные интересы демократического большинства, соединяющие в рамках одной программы будущего до сих пор не решенные задачи русской национальной революции (создание современного национального государства) с делом русской свободы (демократизацией всех общественных институтов).