Запад рассматривает всех остальных как придаточный, резервный, ресурсный,
вспомогательный, подлежащий со стороны передового мира лишь эксплуатации,
пользованию, вычерпыванию, а в какой-то момент уже и исчерпанию,
а затем и полному отвержению потенциал.
Передовой мир во главе со своим империальным центром, поддерживаемым и управляемым мировым финансовым капиталом и транснациональными монополиями, сосредоточенно переделывает под себя планетарный, ставший во многом уже и субглобальным, порядок. Этот мир навязывает субстранам свои субэлиты, субглобальное устройство с соответствующими политическими системами, субэкономику с теми же субфинансами, предначертанный образ жизни и поведения, субинституты, субкультуру, всякую колониальную, а в особенности сегодня и интеллектуально-технологическую, зависимость. Для достижения своих целей глобальный центр не стесняется инициировать по всему миру политические перевороты, «цветные» революции, «умные» социально-экономические реформы. Он меняет властителей и политические режимы, ослабляет национальные государства и подчиняет себе страновые хозяйства, ставит во главе субгосударств своих агентов и сторонников, создает лояльные глобализму элиты, включает массы аборигенных трудящихся в орбиту глобальной эксплуатации.
Все это вызывает естественное сопротивление со стороны глобализуемого глобализмом мира – пока еще в основном несиловое, увещевательное, неагрессивное, фрагментарное, но все более заявочное, требовательное и консолидированное. БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС и им подобные международные образования – характерные ответы на перестроечный и доминационный вызов всемирного глобализма. Даже G-20, будучи, вроде бы, непосредственным орудием глобализма, оказывается и непредусмотренным проводником… антиглобализма, во всяком случае, ареной, где встречаются пока еще в мирной дискуссии, так сказать, глобалисты и антиглобалисты. И, надо заметить, первые, хотя пока и берут в целом верх, но вынуждены уже кое в чем уступать вторым. Сирийская ситуация – яркий пример практически лобового столкновения интересов, замыслов и мер глобализма, возглавляемых США и Англией, поддерживаемых Европой, и антиглобализма, так или иначе координируемого Россией и Китаем, поддерживаемого другими государствами БРИКС и многими развивающимися странами.
Заметим, что глобализм заявил о себе как полноценный геополитический феномен и орудие мирового господства с крушением СССР и международной социалистической системы, противостоявших западной империальной экспансии. Можно сказать, что и СССР с соцсистемой были глобалистскими субъектами-явлениями. Но они, проиграв схватку с западным империализмом, уступили место Западу, который, почуяв поживу и впав в уже моноимпериальную прелесть, немедленно ускорил реализацию своего давнего глобального проекта, легализовав его и навязав всему миру в качестве непременного и бесспорного. Однако не прошло и четверти века, как миру стал ясен истинный смысл проекта, который состоит вовсе не в целостной и эффективной международной кооперации, а в господстве сверх– или надмирового малого верха над суб– или подмировым большим низом на базе определяемой верхом отнюдь не кооперации, а насильственной иерархической зависимости.
А тут еще кризис. Во-первых, самого глобализма, уже зарвавшегося от вдруг свалившихся на него несусветных возможностей господства, эгоизма и присвоения, энергично преследующего свои собственные интересы, но забывшего о коренных особенностях и стратегических интересах остального, ставшего ему подотчетным, мира. Во-вторых, всей планеты, неэффективно управляемой из глобального центра, эксплуатируемой передовым миром, активно переделываемой под интересы и по замыслам все более впадающего в безумие глобализма и пожелавшей перейти к какому-то иному – подлинно кооперационному, а главное, солидаристскому – устройству всего планетарного общежития.
Нынешний планетарный мир – мир глобального кризиса и глобальной войны. И одновременно мир глобальных перемен.
Без глобальных перемен мир не выйдет из кризиса, а сами глобальные перемены вряд ли осуществятся без кризиса и войны. Вот почему кризис и война сегодня – необходимость как для нежелающего расставаться с господством глобального центра, поощряемого передовой финансово-технологической цивилизацией, так и для противящегося служить глобализму традиционного и бурно развивающегося остального мира. Большая, напряженная и тягостная схватка тут неизбежна. Но нельзя допустить самоубийственного для всего человечества смертоносного Армагеддона. Поэтому схватка может идти только мирным образом. Она должна быть более конспиративной, чем явной, более холодной, чем горячей, более игровой, чем собственно вооруженное противостояние.