Необходимо превратить территории Средней Азии и Среднего Востока – от
Казахстана до северной Индии и Персидского залива – в принципиально новый
макрорегион: «Новый Средний Восток».
В то же время развивать постсоветскую Среднюю Азию в отрыве от ее южных соседей – Афганистана, Пакистана, Ирана – невозможно. Поэтому автором и Движением Развития в 2008 году был выдвинут интеграционный проект по созданию нового макрорегиона – «Нового Среднего Востока». Цель проекта – превращение территории Средней Азии и Среднего Востока – от Казахстана до северной Индии и Персидского залива – в принципиально новый макрорегион. Такой макрорегион должен стать стабильным. В нем должен произойти промышленный подъем на основе проведения ускоренной индустриализации и системного сотрудничества России, Индии, Китая, Ирана, Афганистана, Пакистана, Монголии, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана и Турции. При этом ключевым смыслом создания подобного макрорегиона должно стать формирование единого геоэкономического и геокультурного пространства, целенаправленно избавленного от каких-либо геополитических переделов и разделов, равно как и от геостратегических эгоистических задач отдельных стран. Из плацдарма геополитических столкновений и инструментального использования в интересах отдельных стран макрорегион следует превратить в ядро центральноевразийского общего рынка и площадку для диалога укорененных здесь цивилизаций и народов.
Для России смысл данного проекта определяется тремя целевыми функциями:
- обеспечением выхода для сибирских регионов страны к южным морям и их участия в едином центральноевразийском рынке;
- ликвидацией военного присутствия США и НАТО в «южном подбрюшье» России, недопущением милитаризации и дестабилизации региона;
- военно-политической и социально-экономической стабилизацией региона за счет создания миллионов новых рабочих мест на местах, разрушения социально-экономического базиса афганского наркопроизводства, а также экстремизма и исламского фундаментализма во всем регионе.
В основе проекта «Нового Среднего Востока» лежит матрица проектов развития Центральной Азии, механизмом для разработки и реализации которых должна стать специальная стратегическая государственно-частная бизнес-структура – Корпорация развития Центральной Азии со штаб-квартирой в Бишкеке. В целом такой подход был одобрен на упомянутом выше заседании правительственной комиссии в октябре прошлого года.
Поэтому ключевой вопрос сегодня – содержательный: какие проекты могут составить основу для стабилизации и развития Центральной Азии? Кто в регионе сегодня способен принимать участие в их разработке и реализации?
Движение Развития совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития, а также экспертами, политиками, государственными чиновниками стран региона в рамках программы «Проектное государство» за последний год интенсивно прорабатывало вопрос о матрице проектов развития Центральной Азии. В настоящее время результаты этой деятельности позволяют нам говорить о следующих основных проектах совместного развития стран региона:
- индустриализации Центральной Азии;
- центральноазиатском рациональном водопользовании;
- белковой безопасности в Центральной Азии (через строительство сети птицефабрик);
- создании Центра многоуровневой подготовки кадров в интересах развития российско-центральноазиатского сотрудничества;
- ликвидации центральноазиатских наркопосевов и нарколабораторий;
- формировании союзной системы социальной реабилитации (СССР) наркозависимых, алкоголиков и лиц с другими видами зависимости;
и ряде других.