В контексте союзной проблематики заслуживает отдельного упоминания российский космический проект. В настоящее время самым актуальным направлением развития космических технологий является решение проблем автономной социальности в космосе. Для того чтобы человечество смогло сделать следующий осознанный шаг в освоении космоса, необходимо обеспечить реалистичность его существования в экстремальных, изолированных от «большой земли» средах. Поэтому на повестку дня выходят сложнейшие фундаментальные проблемы, касающиеся самих основ человеческого общежития, возможных принципов его организации и т.д. Это новое поколение проблематики в освоении космоса можно назвать «Космос 2.0» – в противоположность «Космосу 1.0», где главными были задачи физического передвижения в космическом пространстве.
Именно для «Космоса 2.0» Движение Развития добивалось и смогло добиться принятия решения о создании на базе пусковой площадки в Амурской области космодрома «Восточный», а сейчас продвигает идею создания на его базе Национального космического центра имени П.А. Флоренского. На примере «Космоса 2.0» можно очень ярко проиллюстрировать необходимую в рамках Евразийского союза кооперацию между нашими странами. Технологически «Космос 2.0» – это:
- передовые научные разработки (при безусловном научном и организационном лидерстве России), касающиеся автономной жизнедеятельности и автономных планетных поселений, для которых базовой экспериментальной площадкой должен стать космодром «Восточный» и Национальный космический центр имени П.А. Флоренского;
- многочисленные и регулярные запуски космических аппаратов, для чего в советскую эпоху была создана уникальная и незаменимая площадка в Казахстане – Байконур;
- сотрудничество российских и украинских ракетостроителей в работе над принципиально новым ракетоносителем;
- сотрудничество российских и белорусских специалистов в деле математического моделирования и обеспечения космических полетов и иных процессов на базе союзных компьютеров «СКИФ»;
- создание производств солнечных батарей рядом с месторождениями кремния в Киргизии.
Таким образом, «Космос 2.0» является проектом, для которого интеграция между нашими странами не только уместна, но и жизненно необходима. То же касается других перечисленных направлений.
Отдельно следует отметить такой безусловный приоритет в интеграции, как создание единого гуманитарного пространства, наращивание цивилизационной мощи Евразийского союза. Важнейшим аспектом этой работы является формирование своеобразного «Евразийского Шенгена» – общего пространства жизни граждан государств-членов Евразийского союза.
Можно выделить также два других важнейших направления в создании единого гуманитарного пространства.
Первое – формирование единого образовательного пространства под задачи промышленного и пространственного развития, основанного на собственных образовательных стандартах и составляющего конкуренцию западному «болонскому» проекту.
Второе – складывание единого социального пространства, пространства единой социальной политики, направленной на культивирование, усиление и реализацию личности каждого человека в Евразийском союзе. Эта новая социальная политика основана на работе с субъектностью сообществ граждан и опирается на самые передовые информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием электронных карт и ведением социальных регистров. Ценный опыт такой работы накоплен в России, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.
Для всего постсоветского пространства актуально преодоление тяжелых социальных последствий многолетней разрухи – деградации миллионов людей из-за наркотической и алкогольной зависимостей. Россия на сегодняшний день является безусловным лидером, официально заявившим о приоритетности создания национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Однако взаимодействие со специалистами и общественными организациями стран Евразийского союза является для успеха этой работы крайне важным.
Новый Средний Восток»
Предметом особого интереса для России, Беларуси и Казахстана является уникальный регион Центральной Азии. В настоящее время динамику ситуации в данном регионе определяют пять фундаментальных факторов:
- военное присутствие США и НАТО в Афганистане и наращивание этого присутствия в собственно Средней Азии и Пакистане;
- глобальный феномен афганского наркопроизводства – главного провокатора нестабильности в регионе;
- высокая активность других глобальных игроков в регионе, осуществляемая ими в своих эгоистических интересах, – Евросоюза, Китая, Индии, Турции;
- продолжающиеся и усугубляющиеся процессы инфраструктурной, промышленной и как следствие социокультурной деградации стран региона, что особенно значимо для густонаселенной Ферганской долины;
- практически полное отсутствие позиции и осмысленных действий России в регионе.
К сожалению, до самого недавнего времени в России было едва ли не принято относиться к Средней Азии примерно так же, как к Зимбабве или Парагваю, – мол, это дальние страны, в проблемы которых «нам незачем лезть». Но осознание масштабов угрозы (сначала наркоугрозы, а затем, после ошских событий 2010 года, и геополитической угрозы, которую создает нестабильность в регионе) подтолкнуло российское руководство к более активному и заинтересованному обсуждению судьбы этого региона. Современная российская политика в отношении Центральной Азии еще только начинает формироваться. Важнейшей вехой на этом пути стало заседание правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии 21 октября 2011 г., на котором были одобрены концептуальные подходы к закладыванию основ и проведению такой политики. Другой важной вехой, безусловно, является принятие Киргизии в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.