Однако жизненно важным для России и стран, входящих в орбиту ее «макрорегиона», является проведение последовательной протекционистской политики, поскольку в условиях открытого мирового рынка и разделения труда наступит почти полная деиндустриализация страны и население России окажется «нерентабельным». Более полноценным региональным экономическим центром Россия может стать, если ко всему сказанному выше удастся добавить соответствующую региональную финансовую инфраструктуру. Отметим, что провозглашенный и начавшийся процесс установления взаиморасчетов между Россией и Китаем в национальных валютах – правильный и благотворный шаг, закладывающий основу возможного локального финансово-экономического кластера, снижающего долларовую зависимость обоих партнеров. Расширение этого кластера, вовлечение в него партнеров по ШОС и БРИКС – еще больше укрепит его финансово-экономическую гибкость. Следующим или параллельным шагом должно стать формирование общей для кластера «корзинной валюты», формируемой по принципам формирования, скажем, СДР с учетом паритета покупательной способности участвующих валют. Это несколько ослабит «долларовую зависимость», снизит валютные риски и удешевит процесс валютного обращения. Стратегически, однако, и этого мало: надо сделать так, чтобы возникающие выгоды и возможности способствовали развитию России (и других стран-участниц), а не оседали там же, где оседают сегодня долларовые выручки. Не следует преувеличивать и фактор «долларовой независимости». Можно рассчитываться в чем угодно, но сравнение цен будет оставаться в привязке к их долларовой мировой цене. Пока это не изменится – выгоды неполноценны. МФС является инструментом, не созданным для достижения Россией целей собственного развития: это чужой инструмент, «заточенный» под чужие цели. Финансовая система России является частью МФС, соответственно, использовать сложившийся инструментарий для развития России весьма затруднительно, если вообще возможно.
? ? ?
Чтобы стать жизнеспособным и устойчивым региональным центром, надо рассматривать и оценивать не только экономические перспективы. Россия должна быть привлекательной в духовном смысле, являя себе и миру соответствующую модель бытия, жизнеустройства, не только провозглашая, но и реализуя в действительности защиту своих ценностей. Поскольку Россия, как мы отметили, не сформулировала стратегические ценности и цели, и, соответственно, не может выработать адекватной им модели развития, она не может вести и определяемой этими критериями политики. Тем не менее, политика как некий факт существует, и мы вправе попытаться оценить ее с точки зрения угроз ценностному ядру — или же, напротив, его сбережения.
Чтобы стать жизнеспособным региональным центром,
надо рассматривать не только экономические перспективы.
Россия должна быть привлекательной в духовном смысле,
являя себе и миру соответствующую модель бытия,
жизнеустройства, не только провозглашая, но и реализуя
в действительности защиту своих ценностей.
Внутренняя политика на протяжении двух десятилетий как в сфере идей, так и в области материального производства опирается на некритическое повторение одних и тех же лозунгов борьбы с прошлым и следование неолиберальным принципам. Политическая элита России игнорирует многочисленные и глубокие исследования и рекомендации, продолжающие рождаться в отечественной и мировой науке. О гибельных последствиях такой близорукости мы сказали выше. Сегодня надо попытаться понять причину подобной невосприимчивости «политической элиты». Внешняя политика России тоже вызывает тревогу, поскольку не выглядит последовательной с точки зрения отстаивания и сбережения собственных ценностей.
Ценностное ядро народа и смысл его существования обретается и не теряется в форме осознанной модели развития страны. Поиск путей финансовой самостоятельности и устойчивости обретает смысл и перспективы успеха, если он увязан с поиском адекватной модели развития, ее сопоставлением и взаимодействием с другими моделями.
Модель развития США и западного мира в целом находится в стадии глубокой трансформации, проявляющей себя, в частности, в форме финансово-экономического кризиса. Важно понимать, что этот кризис не есть временное заболевание, после которого «все будет по-прежнему». Создается новый мир с новыми правилами отношений, и место России в этом мире может быть приемлемым, неприемлемым и даже просто отсутствовать. Если Россия не предъявит себе и миру своей системы ценностей и целей, которой она не только обладает как данностью, но и готова ее защищать, применяя соответствующую модель развития страны, ее участь будет определена другими странами, исходя из их собственных интересов и целей.
Кризис не есть временное заболевание, после которого
«все будет по-прежнему». Создается новый мир с новыми
правилами отношений, и место России в этом мире
может быть приемлемым, неприемлемым и даже просто
отсутствовать.
Модель развития Китая нуждается в более глубоком осмыслении, нежели поверхностные оценки типа «плановая», «рыночная», «коммунистическая», «госкапиталистическая» и т.п. Важно понимать, в какой мере цели, ценности и модель развития Китая представляют угрозу или же могут способствовать развитию нашей страны и народа. При этом сопоставлять и сравнивать надо не исходя из голого экономизма – надо анализировать вредное или благотворное влияние в мире духовных ценностей.