{div width:332|height:100|float:left}{module novator}{/div}Россия, бывшая в ХХ веке несомненным новатором в мире идей, ныне утратила свои позиции, продолжая оставаться в плену ангажированных обоснований текущей политики и критики предшественников. Мир, однако, продолжает ждать от России интеллектуального прорыва именно в сфере новых моделей развития, социогуманитарных технологий.
В материальном мире царят экономические и военные отношения, осуществляемые через различные институты, главным из которых является мировая финансово-экономическая система, частью которой является и российская финансово-экономическая подсистема.
Анализируя мировую финансовую систему (МФС), следует правильно себя позиционировать по отношению к ней и внутри нее. Россия существует внутри МФС, в управлении которой она не участвует, да и заметного влияния на нее оказать не может. До гибели СССР в мире было две самостоятельных финансовых системы, находящихся в режиме взаимодействия и взаимовлияния. Россия не смогла, да и не пыталась, сохранить свою финансовую субъектность и международный баланс финансовых систем. Сегодня финансовая система России является заурядным придатком МФС, и она способна обслуживать лишь экономику и политику сырьевого источника. Механизм формирования валютного курса рубля вкупе с последовательной политикой выравнивания цен на энергоносители и остальные экспортные товары, а также общая деградация промышленного и сельскохозяйственного производства лишают Россию всякой возможности влиять на МФС. Тот способ, каким сегодня Россия является пользователем МФС, не способствует развитию страны.
Китай находится в ином положении как в силу другой структуры экономики и экспорта, так и в силу более независимой политики установления обменного курса. Китай тоже находится внутри МФС и тоже ею не управляет, но он может – в силу масштабов финансово-экономической деятельности и степени взаимозависимости экономик Китая и США – влиять на ситуацию.
США – единственный субъект мировой финансовой системы. Только США в полной мере могут управлять происходящими в МФС процессами. И они делают это, исходя, разумеется, из собственных стратегических целей, базирующихся на своей системе ценностей. МФС является лишь частью комплекса жизнеобеспечения США, точнее – западной, или англо-саксонской модели развития. Этот комплекс состоит из системы базовых ценностей, политической системы, военной системы, финансовой системы, системы международных союзов и т.д. Вырывать из этого контекста МФС и рассматривать ее «саму по себе» в надежде понять ее поглубже и спрогнозировать ее возможную динамику – непродуктивно.
Принято говорить о проблемах МФС, указывая на непомерное количество эмитированных ФРС долларов, о грандиозном внешнем долге США, в очередной раз упершимся в установленный ими же «предел заимствования». Среди отягчающих положение МФС факторов называют структурный перекос экономики США и захлебнувшийся механизм разгона потребительского спроса через кредитование. Все эти факторы, несомненно, имеют место и, безусловно, давят на МФС, стремясь вывести ее из состояния динамического равновесия. И если бы МФС не являлась подсистемой огромной и разветвленной суперсистемы прочих факторов и систем, включая военно-политическую и ценностную, она давно бы рухнула, даже несмотря на то, что печатный станок остается в ее безраздельном и бесконтрольном владении. Однако «суперсистема-США» остается пока достаточно устойчивой, обеспечивая устойчивость всем составляющим ее системам, включая МФС. Отказ от золотого наполнения доллара, произведенный в 1978 году, не формальность, а глубинная замена золотого стандарта системой виртуальных ценностей, верификация которых осуществляется в форме появления авианосца, истребителя или ракеты США. МФС без военно-политической мощи США не существует.