На назначение Мединского. О задачах в области культуры, патриотическом кино и яичнице на Вечном огне
Александр Дюков
Александр Дюков – историк, публицист. Родился в 1978 году. Директор фонда «Историческая память», главный редактор «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований». Автор ряда книг, вышедших на русском, английском и эстонском языках.
Назначение министром культуры в правительстве Д.А. Медведева автора многотомника «Мифы о России» В.Р. Мединского произвело преизрядно шума. Многие комментаторы в этой связи указывали, что ранее В.Р. Мединский призывал к созданию единого школьного учебника по истории, а это дурной признак. Правда, когда годом ранее М.А. Федотов совместно с С.А. Карагановым и обществом «Мемориал» предложили ввести в школьные учебники «отчетливую политическую оценку» исторических событий, те же самые комментаторы ничего дурного в подобном идеологическом вмешательстве в школьное образование не нашли, а напротив, публично его одобрили. Что наглядно свидетельствовало и о двойных стандартах комментаторов, и о том, что позиция их не принципиальная, а тактическая. Заяви В.Р. Мединский, что в едином школьном учебнике по истории должны даваться правильные (с точки зрения М.А. Федотова и Ко) политико-идеологические оценки советской истории -– и сразу же стал бы упомянутым комментаторам люб и приятен.
В любом случае, к школьным учебникам и проблемам отечественной исторической науки назначение В.Р. Мединского на министерский пост ровно никакого отношения не имеет. Министерство культуры не занимается
учебниками, это компетенция другого ведомства. В сферу же ответственности министерства культуры входят совсем иные вещи.
Вот, например, поддержка отечественного кинематографа. Не для кого не секрет, что государство наше выделяет на это немалые деньги, в том числе -– на исторические кинокартины. Результат обескураживающий: фильмы идут при пустых кинозалах, не окупаются, а историческая достоверность их не выдерживает никакой критики. При этом деньги из бюджета списаны -– якобы на патриотическое воспитание. В.Р. Мединский предлагает исправить положение путем обязательного привлечения к работе над фильмами научных консультантов, которые сдерживали бы творческий полет режиссеров и сценаристов грубой фактологией. И это намерение нельзя не приветствовать -– от участия историков в съемках фильмах выиграют все.
Или вот еще: год назад государственная премия в области современного искусства «Инновация» была неожиданно выдана группе «Война» за хулиганскую акцию, название которой при женщинах и детях не
произнесешь. Министерство культуры тогда под этим решением подписалось; в результате часть премии немедленно и демонстративно была отписана лауреатами в адрес еще одной якобы художницы, в рамках
современного искусства жарившей яичницу на Вечном огне на могиле погибших в Великой Отечественной солдат.
Если при новом министре подобное прямое пособничество государственного ведомства недопустимому
станет невозможным -– это само по себе будет огромным достижением. И что-то мне подсказывает, что так оно и будет: в том, что В.Р. Мединский воспринимает жарку яичницы на могилах советских солдат точно так же, как я и вы, сомневаться не приходится.
попытка исправить сложившуюся ситуацию затрагивает интересы «креативного класса», привыкшего получать от министерства культуры деньги, но не привыкшего к ответственности.
Источник: odnako.org