Уильям Блейк. Элохим, создающий Адама. 1795 или около 1805
Необходим выбор позиции: с нами «что-то делают» –
или мы сами создаем реальность.
Вызов № 2. Потеряны высокие смыслы существования, а мелкие смыслы либеральных сообществ слишком несущественны для того, чтобы служить полноценными стимулами. В результате нация теряет волю к жизни. Это процесс естественной деградации. И значит, надо найти особые – «неестественные» – способы обращения вспять естественных процессов, ведущих к смерти. Отклонение становится связанным с особой идеологией преодоления естественных ограничений.
Вызов № 3. Исчерпанность классической рациональности. В микрофизике и космологии рациональность подошла к своим границам. Скоро подойдет и в биологии. В этих условиях аналитика переходит от каузальных зависимостей к зависимостям иного уровня – синхронизмам, инерции сюжетов, отклонениям от нормативов. Это требует небанальных решений, преодолевающих ограничения интеллектуальных схем.
Вызов № 4. Технологии контроля, нарушающие баланс контроля и свободы. Технологии контроля плохи не тем, что они превращают людей в марионеток (любая культурная система занимается этим, задавая людям извне язык, поведенческие нормативы, картины мира), а тем, что устраняют «дикие карты». Полный контроль неизбежно рационален. Абсолютная рациональность уничтожает непредвиденные ходы.
Можно разобрать еще десятки подобных вызовов, но все они сводятся к одному: с нами «что-то делают», и это «что-то» нам не нравится. Необходим фундаментальный выбор позиции: с нами что-то происходит – или мы сами создаем реальность. Причем выбор, проведенный на всех уровнях – вплоть до определения собственной метафизической позиции: принятие обусловленности всего и вся (в том числе и обусловленности своей жизни) – или особая позиция воли, понимаемой как ничем не обусловленная целепорождающая и целенаправленная активность.
Сквозь время перемен может пройти только нация, пробудившая в себе волевое начало, иначе это время вылепит новые народы как свой продукт, и это будут не свободные творящие нации, а инструменты неведомых нам сил. Где-то здесь проходит граница выбора одержимости тем, что приходит извне, и выбора свободы. И этот мотив становится ведущим в идеологии нового отклонения: если законы против нас, то нужно выйти за рамки законов и создать такой вариант построения будущего, который обеспечивает наше сохранение и наше доминирование в этом будущем.
Отклонение без оснований: креативный режим
Но будущее создается не только как ответ, как реакция на вызовы. Есть действия вне причин и оснований, действия, не обусловленные потребностями, действия в чистом виде – либо развертывание глубинных задач, потенций культуры определенного народа, либо ничем не обусловленная целепорождающая активность. Это не реакция на угрозу. Само действие обретает статус не ответа, а вызова, причем первичного вызова. Новым вызовом может стать лишь осознание самой сущности, «субстанции» вызова, а не его причин, вызова не как реакции на «что-то», а первичного действия, вызывающего реакции. Система реакций на стимулы плюс анализ ресурсов дают возможность развиваться по предсказуемой траектории, но активные, не обусловленные определенным вызовом действия, которые сами становятся вызовом, порождают отклонения от нормативных траекторий и дают надежду на выход из безвыходных ситуаций.
Наблюдение за «дикими картами» ведет к созданию своего активного двойника – особой деятельности по целенаправленному сотворению не обусловленных вызовами проектов. Здесь «к чему ведут тенденции» и «что может случиться» превращаются в «чему следует наступить» и «что мы намереваемся создать».