Почему буксует интеграция
Василий Симчера

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 116

В.М. Симчера – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (2000–2010 гг.), вице-президент Российской академии экономических наук, главный редактор журнала «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (1999–2005 гг.), руководитель отдела статистики взаимной торговли стран-членов Таможенного союза ЕврАзЭС

{div width:385|float:left}{module caspar_david_friedrich}{/div}На сме­ну бы­ло­му Ве­ли­ко­му шел­ко­во­му пу­ти в рам­ках фор­ми­ру­е­мо­го Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства стран Ев­рА­зЭС и соз­да­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за при­хо­дит Ве­ли­кий сталь­ной путь, со­е­ди­ня­ю­щий Азию с Ев­ро­пой. Этот путь толь­ко за счет сня­тия та­мо­жен­ных барь­е­ров и ус­ко­ре­ния транс­пор­ти­ров­ки су­хо­пут­ных гру­зов обе­ща­ет гро­мад­ную эко­но­мию средств, на фо­не ко­то­рой прак­ти­чес­ки все морс­кие и боль­ши­н­ство воз­душ­ных пе­ре­во­зок ока­зы­ва­ют­ся убы­точ­ны­ми. И это убе­ди­тель­но подт­вер­дил пусть не про­дол­жи­тель­ный, но весь­ма по­у­чи­тель­ный опыт фор­ми­ро­ва­ния Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства (ЕЭП) и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за в рам­ках соз­дан­но­го в 2000 г. Ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС). По­че­му и как сле­ду­ет даль­ше дви­гать­ся по это­му боль­шо­му пу­ти?

В рам­ках лю­бо­го та­мо­жен­но­го со­ю­за ра­но или позд­но ста­но­вит­ся тес­но – да­ле­ко не вся­кие фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты то­го или ино­го объ­е­ди­не­ния оди­на­ко­во по­лез­ны и по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на ко­неч­ных ре­зуль­та­тах раз­ви­тия ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Осо­бен­но па­губ­ный след ос­тав­ля­ют не­ви­ди­мые барь­е­ры, ко­то­рые очень час­то скры­ва­ют­ся за мни­мы­ми ус­пе­ха­ми или оче­вид­ны­ми об­щи­ми проб­ле­ма­ми и, та­ким об­ра­зом, ума­ля­ют­ся или и вов­се иг­но­ри­ру­ют­ся. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость изу­че­ния этих барь­е­ров и пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­ния ус­то­яв­ших­ся предс­тав­ле­ний и об­щих пра­вил, их пре­о­до­ле­ния как дог­ма­ти­чес­ких. В част­нос­ти, речь идет о барь­е­рах, свя­зан­ных с сох­ра­не­ни­ем про­тек­ци­о­низ­ма, дем­пин­га, конт­ра­бан­ды, не­та­риф­ных барь­е­ров и мно­гих дру­гих те­не­вых и инерт­ных яв­ле­ний в сов­ре­мен­ной тор­гов­ле. Преж­де все­го та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ни­ка­ет там и тог­да, где и ког­да речь идет о сти­му­ли­ро­ва­нии и раз­ви­тии но­вых муль­ти­фор­мат­ных меж­ду­на­род­ных струк­тур, спо­соб­ных вы­пол­нять не од­ни толь­ко та­мо­жен­ные, но и комп­ле­кс­ные рас­чет­но-ва­лют­ные, пла­теж­ные, про­мыш­лен­ные, транс­по­рт­ные и да­же ту­рис­ти­чес­кие функ­ции в рам­ках од­но­го и то­го же меж­ду­на­род­но­го объ­е­ди­не­ния. Се­год­ня имен­но та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ник­ла и рас­смат­ри­ва­ет­ся как клю­че­вая стра­на­ми-чле­на­ми СНГ и Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС.

На смену Великому шелковому пути приходит Великий стальной путь,
соединяющий Азию с Европой.

По­э­то­му за­ко­но­мер­но, что в рам­ках сфор­ми­ро­ван­но­го к на­ча­лу 2012 г. Еди­но­го ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства и соз­да­ва­е­мо­го на этой ба­зе Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, объ­ек­тив­но воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­вать це­лый комп­лекс дру­гих меж­ду­на­род­ных объ­е­ди­не­ний. Сре­ди них со­ю­зы ва­лют­ный, про­мыш­лен­ный, транс­по­рт­ный, энер­ге­ти­чес­кий. Здесь же мож­но наз­вать и сов­ме­ст­ные струк­ту­ры, на­це­ли­ва­е­мые на ре­гу­ли­ро­ва­ние об­щих рын­ков то­ва­ров, ус­луг, ра­бо­чей си­лы, ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых ак­ти­вов, ин­тел­лек­ту­аль­ной собствен­нос­ти, ин­но­ва­ций. Пе­ре­чень и дру­гих не­отъ­ем­ле­мых комп­лек­сов, констру­и­ру­ю­щих ин­тег­ри­ро­ван­ную ма­те­ри­аль­ную и инф­ра­ст­рук­тур­ную ба­зы этих стран, мо­жет быть про­дол­жен.

Как и в ка­ких нап­рав­ле­ни­ях в рам­ках соз­да­ва­е­мых но­вых ев­ра­зийс­ких об­ра­зо­ва­ний дви­гать­ся даль­ше, как ре­шать вста­ю­щие пе­ред ни­ми сов­ре­мен­ные ин­тег­ра­ци­он­ные за­да­чи? От­вет на этот воп­рос мо­жет дать срав­ни­тель­ный ана­лиз опы­та, на­коп­лен­но­го в хо­де фор­ми­ро­ва­ния ин­тег­ра­ци­он­ных по­тен­ци­а­лов Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и ус­пеш­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щей струк­ту­ры ЕС. Ис­ход­ный мо­мент та­ко­го ана­ли­за предс­тав­ля­ет па­ра­мет­ри­за­ция этих по­тен­ци­а­лов. Срав­ни­тель­ное предс­тав­ле­ние о том, что яв­ля­ет со­бою се­год­ня ЕС и Ев­рА­зЭС как пред­те­чи ап­ри­ор­но во­об­ра­жа­е­мо­го Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, ка­ков эко­но­ми­чес­кий па­ри­тет меж­ду ни­ми и как этот па­ри­тет мо­жет из­ме­нить­ся в бу­ду­щем, да­ют по­ка­за­те­ли, при­ве­ден­ные в таб­ли­це 1.

Дан­ные таб­ли­цы сви­де­тель­ству­ют о за­ча­точ­ном раз­ви­тии ин­тег­ра­ци­он­ных свя­зей в стра­нах Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и дос­ти­же­нии зре­ло­го их уров­ня в стра­нах ЕС, что наг­ляд­но подт­ве­рж­да­ют циф­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие удель­ный вес этих со­ю­зов в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. Они так­же го­во­рят о на­ли­чии ог­ром­ных ре­зер­вов у стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС к са­мо­со­вер­ше­н­ство­ва­нию. Прав­да, су­дя по таб­ли­це, по­доб­ные ре­зер­вы сок­ра­ща­ют­ся. На­ко­нец, из той же таб­ли­цы сле­ду­ет, что дос­тиг­ну­тый в стра­нах ЕС ин­тег­ра­ци­он­ный уро­вень не яв­ля­ет­ся оп­ти­маль­ным. То есть на­ли­цо ра­зи­тель­ные от­ли­чия меж­ду обо­и­ми со­ю­за­ми. По­че­му?

Фор­ми­ру­е­мый на ба­зе ЕЭП Ев­ра­зийс­кий со­юз – объ­е­ди­не­ние су­гу­бо эко­но­ми­чес­кое. А Ев­ро­со­юз – ус­то­яв­ше­еся по­ли­ти­ко-эко­но­ми­чес­кое объ­е­ди­не­ние. Об­щее у них то, что оба эти мат­ре­шеч­ные но­во­я­зы – в прин­ци­пе не­од­но­род­ные об­ра­зо­ва­ния, свя­зы­ва­ю­щие стра­ны не толь­ко с раз­нос­ко­ро­ст­ны­ми, но и раз­но­нап­рав­лен­ны­ми ук­ла­да­ми и век­то­ра­ми со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия, яд­ра ко­то­рых – их мен­таль­ные по­тен­ци­а­лы – по­хо­жи друг на дру­га лишь нас­толь­ко, нас­коль­ко по­хо­жи друг на дру­га ря­же­ные мат­реш­ки.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS