Есть государства, которые отвергают глобализацию, отстаивая принципы «закрытого общества». Так они стараются спасти собственную идентичность. Но это удается лишь отчасти – начинается стагнация, исчезает социальный динамизм, все постепенно разлагается. «Закрытое общество» – не выход. Евразийство на современном этапе предполагает своего рода «третий путь» – сочетание открытости и динамизма с традицией и консерватизмом. Чтобы осуществить этот евразийский проект, надо пройти между Сциллой и Харибдой.
Однополярная глобализация означает новую форму колониализма.
Евразийство на современном этапе предполагает своего рода
«третий путь» – сочетание открытости и динамизма с традицией
и консерватизмом.
Необходимо подчеркнуть, что современное евразийство – в целом новое явление. Оно творчески развивает идеи своих предшественников и основателей (Трубецкого, Савицкого, Алексеева, Гумилева), по-новому расставляет акценты. Современное евразийство – демократическое, просвещенное, открытое, прагматичное, ставящее особый акцент на экономическом развитии – напрямую сопрягается как с предложениями Путина, так и с более ранним проектом Назарбаева. Философия евразийства исходит из приоритета ценности традиционного общества, признает императив технической и социальной модернизации (но без отрыва от культурных корней) и стремится адаптироваться к ситуации постиндустриального общества, называемого Постмодерном.
В Постмодерне снимается формальное противопоставление между традицией и современностью. Евразийство в отличие от Постмодерна атлантистского типа видит возможность альянса традиций с современностью. Альянса, способного дать созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий к творчеству и развитию. В евразийской теории обретают новую легитимацию феномены, казалось бы, задавленные эпохой Просвещения, но заявляющие о себе все громче именно сейчас. Речь идет о ценностях религии, этноса, империи, культа, предания. Модерн преодолевается не путем простого отвержения, но диалектического снятия, то есть именно преодоления. Из Модерна берется технологический рывок, экономическое развитие, социальная справедливость. Так в преодолении противоположностей рождается единая гармоничная и оригинальная теория.
Евразийство в отличие от Постмодерна атлантистского типа
видит возможность альянса традиций с современностью, дающего
созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий
к творчеству и развитию.
Важно отметить, что философия евразийства не является набором догматических концептов. Она открыта и развивается в тесном сопряжении с конкретными научными дисциплинами, стараясь опереться на максимально широкий объективный базис. В качестве таких дисциплин можно назвать историю религий, социологические и этнологические исследования, геополитику, экономику, страноведение, культурологию.
Современное евразийство ставит под вопрос универсальность и безальтернативность глобализационной западной парадигмы. Евразийство напоминает, что планету населяет множество народов с историческим и культурным опытом, отличным от западного. И диалог этих национальных культур, их сближение – вопрос очень тонкий и деликатный, неодномерный, требующий внимательного учета разных позиций. У каждого есть свои особенности и традиции, и люди смогут понять друг друга, только если внимательно прислушаются к духовным особенностям соседей. Вот единственная возможность действительно сблизить между собой народы и государства.
Региональная глобализация евразийского проекта
Современное евразийство готово к интеграции и объединению близких культур и цивилизаций. Это «теория автаркии больших пространств», или «региональной глобализации», примером которого является Евросоюз. За несколько десятилетий до того, как европейская интеграция стала экономической и почти политической реальностью, подвижники европейской идеи – такие, как Жан Монне или граф Куденхове-Калерги, – провозгласили ее как цель. Экономика чрезвычайно важна, но «вначале было Слово».
На каких мировоззренческих принципах должен строиться интеграционный проект на евразийском пространстве?
Первое. Сочетание императива стремительной модернизации общества с сохранением исторических констант, модернизация и традиция, прогрессизм и консерватизм. Это очень плодотворный синтез, он будит воображение.
Второе. Евразийская интеграция должна проходить на новых идейных основаниях – на принципах сохранения и укрепления суверенитета и демократии. Не стоит опасаться: это не возврат к «колониализму» или «советизму». Мировоззренческая, идейная основа интеграции в нашем случае совершенно иная.
Третье. Утверждение плюрализма ценностных систем против общеобязательной доминации какой-то одной идеологии. В настоящее время такой идеологией-противником выступает американская либеральная демократия.
Четвертое. Опора на традиционные, консервативные ценности, бережное отношение к религиозным и культурным обычаям всех этносов и народов Евразии. Их сохранение, борьба против уничижения культур, догматов и обрядов традиционных обществ. Принцип межконфессионального диалога и активного взаимодействия традиционных религиозных организаций на пространстве Евразии.
Пятое. Представление об интеграционном проекте как о «государстве-мире», «государстве-континенте», «государстве-материке», если использовать терминологию ранних евразийцев. Интеграция в рамках культурно и стратегически объединенных «больших пространств» как альтернатива стремительно теряющим суверенитет национальным государствам и глобалистским планам создания «мирового правительства».