Россия обладает экономическим, политическим, стратегическим, дипломатическим, социальным и культурным потенциалом, способным поддержать президента Назарбаева. То же самое можно сказать и применительно к президенту Белоруссии. Сближение Астаны с Москвой превращает русское население в Казахстане (которое при иных обстоятельствах могло бы стать дестабилизирующей силой, учитывая социальную роль и количество представителей этой группы) в фактор, который будет способствовать укреплению позиций Назарбаева внутри страны. Для Минска эта проблема практически отсутствует ввиду языковой, этнической, культурной и религиозной близости белорусского и русского народов. Кроме того, если Россия реализует общие с соседями экономические проекты, если российская элита до конца и полностью осознает необходимость стратегического партнерства с Казахстаном и Белоруссией даже ценой некоторых уступок в тарифной политике, по таможенным вопросам, то взамен Россия приобретет в лице обоих государств надежных стратегических партнеров.
Ключ к интеграции всего постсоветского пространства – это именно ось
Москва–Астана – с крайне желательным привлечением к этой конфигурации Киева.
Евразийский союз – это не только экономическая инициатива, хотя Путин настаивает на приоритете экономики. Если бы речь шла только об экономике, можно было бы ограничиться форматом ЕврАзЭС, Единого экономического пространства или Таможенного союза. Нет, Евразийский союз – это больше чем экономический проект: это настоящая политическая стратегия. Важно, что Путин принялся ее осуществлять в преддверии возвращения на пост президента страны. Если Медведев начал свое президентство с анонсирования проекта модернизации, то Путин отметит возвращение на первую роль с провозглашения курса на создание Евразийского союза. Важно и то, что эта идея была незамедлительно поддержана лидерами Белоруссии и Казахстана, давно выдвигавшими интеграционные инициативы для постсоветского пространства.
Интеграционный проект для Евразии должен опираться не только на экономический прагматизм, но и на полноценную идейную концепцию, приемлемую для всех народов бывшего СССР – исторической России. Такой концепцией является евразийство. Евразийство – не просто дань историографии, не просто ретроспективный анализ идей русских философов-белоэмигрантов, разработавших основы этого мировоззрения в 20–30-е годы прошлого столетия, и не только интерес и любовь к наследию великого историка Льва Гумилева. Евразийство гораздо шире. Это современное и актуальное явление, имеющее уже даже в наше время свою собственную историю. Вместе с тем и первые евразийцы, и сегодняшние последователи этого учения представляют собой единое целое, единую цепь с почти столетней историей, что необходимо учитывать. Как же определить сущность евразийства в нескольких словах и наиболее общим образом? Можно предложить следующую формулировку: евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности.
Алексей Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838
Вызов глобализации: евразийский ответ
Современное евразийство приобретает особую актуальность в ситуации глобализации. Глобализация – явление комплексное. С одной стороны, она способствует динамичному технологическому развитию, экономической модернизации. Но с другой стороны, такое развитие осуществляется ценой утраты идентичности, подвергает эрозии культуру, историческую самобытность, конфессиональную и этническую уникальность.
Евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие
при сохранении культурной и национальной идентичности.
Те общества, которые некритически и сполна втягиваются в глобализацию, теряют свою индивидуальность, становятся стандартизированными и безликими. Традиции исчезают, начинаются теневые процессы – терроризм, наркомания, демографический спад. Копятся издержки, которые в определенный момент могут стать критическими и привести к исчезновению целых народов, государств, национальных культур. Страны становятся объектами манипуляций, утрачивают геополитическую субъектность. В пределе однополярная глобализация означает, по сути, новую форму колониализма. При однополярной глобализации существует только одна метрополия – США. А все остальное – колонии, куда, увы, попадают и Казахстан, и Белоруссия, и Россия, а также другие страны СНГ.