Проект бокового фасада
В 1974 году была проведена масштабная реконструкция ЦУМа по проекту архитекторов С.И. Никулина, Ю.В. Омельченко и А.А. Казакова. Исторический облик старого здания был сохранен, а интерьеры объединены, фасад по Петровке был продолжен в формах новых, характерных для начала 70-х годов, вдоль Неглинки и Кузнецкого моста также возникли новые фасады. Эта 6-этажная пристройка при всей простоте и скромности, даже скудости архитектуры того времени, обладала цельностью объемного и пластического решения. Высокий профессионализм и талант авторов отразился в глубоком понимании ими композиционной основы исторического реконструируемого здания. Пластика трех новых фасадов продолжила не только основные горизонтальные членения стен постройки Р.И. Клейна, но и динамику ритма оконных проемов по вертикали. Фасад со стороны улицы Кузнецкий мост был увязан с композицией сквера, созданного по проекту (1945 года) архитектора В.И. Долганова. Подпорные стенки, с трех сторон отделявшие территорию сквера от тротуаров, были облицованы гранитными плитами, заготовленными гитлеровцами для возведения монумента в знак победы над СССР.
{div width:330|float:left}{module muir-1}{/div}{module tsum}
К 2008 году была завершена вторая реконструкция ЦУМа по проекту коллектива авторов 22-й мастерской Моспроекта-2, возглавляемой А.Д. Меерсоном. Новая пристройка заняла весь сквер по ул.Кузнецкий мост и широкое крыльцо-террасу вдоль ул.Неглинки., был уничтожен также проход-галерея вдоль Петровки. На удивление невыразительные, многостильно-эклектические, никак композиционно не связанные с реконструируемым зданием и окружением фасады откровенно беспомощны. Пристройка высотой в 6 этажей разделена пополам промежуточным карнизом. Плоские пилястры на простенках объединяют 2-й и 3-й этажи, 4-й – 6-й этажи есть не везде, от середины пристройки они уступами спускаются к Кузнецкому мосту так, что фасад по этой улице – трехэтажный. Центр этого фасада прорезан на всю высоту от крыльца до карниза большим витражом, к которому пристроен тамбур с сильно выступающим козырьком. Разностильные детали и приемы декоративного оформления фасадов удивляют своей пластической слабостью. При этом оконные проемы, роль которых столь значима в композиции Клейна, понята и продолжена в реконструкции 1974 года, здесь безразлично одинаковы. Реконструкция 2008 года не просто плоха, она выходит за рамки профессионализма, потому что не несет в себе даже минимально необходимой культуры.