Николай II и его свита объезжают войска, выстроенные на площади перед Большим театром во время смотра 17 апреля 1900 г. Справа - универмаг «Мюр и Мерилиз» до пожара.
? ? ?
Если смотреть на Центральный универмаг со стороны Большого театра, увидишь три разных фасада одного здания. Это результат двух масштабных реконструкций – 1974 и 2008 годов – знаменитого торгового дома «Мюр и Мерилиз», построенного в 1908 году. Таким образом, фасад ЦУМа по Петровке отражает развитие архитектуры Москвы в течение столетия, при этом каждая из трех его частей является яркой характеристикой своего времени.
Здание магазина «Мюр и Мерилиз» было построено по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1908 году на месте сгоревшего трехэтажного здания, принадлежавшего уже тогда знаменитому торговому дому. Новая постройка на Театральной площади вызвала противоположные реакции, и это понятно: с одной стороны, новаторское здание в стиле модерн с использованием элементов готики высотой в 7 этажей и активным силуэтом нарушало спокойный строй классицистического ансамбля Театральной площади; с другой стороны, привлекала новизна и выразительность стиля, несомненные функциональные достоинства, обеспеченные, в том числе, новаторским конструктивным решением металлического каркаса, выполненным по проекту инженера В.Г. Шухова.
Свежий, запоминающийся облик каркасного, с огромными окнами здания, его угловая башня стали лучшей рекламой торговому дому. Ширина оконных проемов убывает снизу вверх, обогащая этим ритмом обычно безразличный рисунок фасада каркасного здания. Вдоль неширокой Петровки была устроена проходная галерея со входами внутрь. Окна второго этажа охватывали здание сплошной стеклянной лентой. Окна третьего разделяют соответствующие стойкам каркаса пилястры, выше узкие простенки – импосты делят окна на три и, в верхнем этаже, четыре части. Этот ритм обеспечил эффектную композицию фасадов, в которой легкий низ постепенно переходит в утяжеленный верх, зрительно «отрывая» здание от земли. В общем, к новому зданию магазина привыкли и полюбили его. Его архитектура в полной мере отражала время – и его художественные ценности, и технические достижения, и функциональные приоритеты.